Не все ли равно для меня, из атомов или гомеомерий, из огня ли или земли материя Вселенной? Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви и ненависти и, пользуясь этим, как мерилом, устроить свою жизнь!..
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 220
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Эпиктета, древнегреческого стоического философа, затрагивает несколько ключевых тем, связанных с его философией. Попробуем рассмотреть его смысл по частям.
-
Материя Вселенной: В первой части Эпиктет говорит о том, что для него не имеет значения, из чего состоит материя – из атомов или гомеомерий (термин, использовавшийся в античной философии для обозначения «мелких частиц»). Смысл здесь в том, что детали физического мира, его состав и сущность (независимо от того, как мы их классифицируем) не столь важны. Это отражает стоическое убеждение, что мы не можем контролировать физическую реальность, и поэтому должны сосредоточиться на том, что действительно важно – на нашем внутреннем состоянии и реакциях на внешние обстоятельства.
-
Этика и мораль: Во второй части Эпиктет говорит о сущности добра и зла, а также о любви и ненависти. Здесь подчеркивается, что знание моральных ценностей и проявление добродетели важнее, чем споры о природе мира. Эпиктет акцентирует внимание на том, что эти моральные качества и их понимание должны служить мерилом для организации жизни человека.
-
Практическое применение философии: Цитата завершается призывом использовать это понимание добра и зла как основу для построения своей жизни. Это связано с основным принципом стоицизма – жить в согласии с природой и разумом, принимая то, что не подлежит контролю, и одновременно принимая ответственность за свои внутренние переживания и реакции.
В общем, выражение Эпиктета мы можем трактовать как призыв к игнорированию внешних обстоятельств, которые находятся вне нашего контроля, и акцентированию внимания на развитии внутреннего мира, этических отношений и соотношении с окружающим миром. Это философское военное противостояние с материальными и внешними бедствиями и акцент на внутренней гармонии и добродетели.