Ясного муж ни один не узнал; и никто не возможет Знающим стать о богах и о том, что о всем возвещаю. Даже когда и случится кому совершенное молвить, Сам не ведает он, и всем лишь мненье доступно.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 35 - 36
Oбъяснение афоризма:
Данное крылатое выражение Ксенофана, древнегреческого философа и поэта, выражает его скептицизм относительно человеческого знания и понимания концепции бога или богов. Вот несколько ключевых мыслей, заключенных в этом выражении:
-
Пределы человеческого знания: Ксенофан указывает на то, что даже самые мудрые и знающие люди не могут постичь истинную суть божественного. Это отсылает к философскому понятию, что человеческий разум ограничен, особенно в вопросах, касающихся абсолютного или метафизического.
-
Субъективность мнений: Он также подчеркивает, что знания о богах и о высших истинах часто сводятся к мнениям и предположениям, которые могут различаться от человека к человеку. Это может быть истолковано как критика религиозных представлений того времени, которые, по его мнению, часто были основаны на культурных и личных взглядах, а не на истинном понимании.
-
Сложность выражения истины: Даже если кто-то и пытается выразить свои мысли о божественном, он сам не способен до конца осознать то, что говорит. Это намекает на природу философской и религиозной дискуссии как сложной и многогранной, где группа людей может иметь свои интерпретации, но ни одна из них не обладает полнотой.
Таким образом, основная идея выражения заключается в том, что поиски знаний о божественном не всегда приносят ясные и окончательные ответы, и что наше понимание остается ограниченным в рамках субъективного восприятия реальности.