Искусство и творчество
Найдено цитат по теме: 363
Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.
Некоторые мысли зарождаются в нас совершенно готовыми для стихотворной передачи, они уже сами по себе стихи. Существует что-то вроде поэзии без слов — чудная гармония мыслей между собой, которую нужно только выразить, сделать ощутимой для уха.
Стихи есть выражение мысли, среднее между разговорным языком и музыкой. Стихотворная форма — это сокращенный оркестр, камерная музыка.
Стихи и пение с точки зрения языкознания — искажение естественной речи, игра, доставляющая эстетическое удовольствие.
Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазанных колес.
Стихотворная форма импонирует начинающим литературным и дебютирующим литераторам. Почти все мастера современной прозы начали с писания стихов. Позже они обнаружили свое критическое чутье тем, что не возвращались к стихотворным произведениям.
Стихотворство без поэзии — это букет цветов, поблекших и утративших аромат.
Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным.
На сцене человек должен стоять ступенью выше, чем в жизни.
Сцена — жгучая арена; когда находишься на ней, приходишь в возбуждение и все жизненные эмоции, в сравнении с доставляемыми ею, кажутся холодными и бледными; но когда оставляешь ее, разбитый и усталый, то страшно становится от перенесенного испытания...
Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать характеры.
Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей.
Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам.
Нынешнее творчество на всех поприщах, за исключением наук, напоминает мне электричество — яркий свет без огня.
Пороки, злоупотребления, — они не меняются, но перевоплощаются в тысячи форм, надевая маску господствующих нравов; сорвать с них эту маску и показать их в неприкрытом виде — вот благородная задача человека, посвятившего себя театру.
Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой.
Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.
Театр не есть страна реального: в нем картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные брильянты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время — это страна истинного: на сцене — человеческие сердца, за кулисами — человеческие сердца, в зрительном зале — человеческие сердца.
Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.
Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг. Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение — вот три условия народного театра.
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать.
Театр — счастливец, он и в дни мира, и в дни войны, в дни голода и урожая и в дни революции и мира оказывается нужным и наполненным.
Театру нужно то, что просто и сильно, без завитушек.
Грубые заурядные умы выносят из чтения лишь бледное, незначительное удовольствие. Театр, напротив, изображает все, ничего не оставляя воображению: вот почему он вполне удовлетворяет большинство.
Театр — канал, посредством которого льется непосредственно в народные массы то, что вырабатывает наука и знание.
Техника в соединении с пошлостью — это самый страшный враг искусства.
Образованные народы давно считали трагедию одним из прекраснейших искусств.
Только трогательное действует в искусстве неотразимо. Тот, кто умеет растрогать, умеет все.
Трудность есть монета, которую ученые, так же, как и художники, употребляют для того, чтобы не выказать тщету своего искусства.
Тщеславие — неизбежный недостаток всех выдающихся людей, особенно же тех, что завоевали себе положение литературой или музыкой. Художник, который не тщеславен, похож на женщину, не желающую нравиться, — оба скучны.
Художник не может рассматривать стихийный успех, как истинный критерий ценности своего произведения.
Беззаботная, легковесная фантазия никогда не создаст подлинно ценного произведения искусства.
Игра на фортепиано — движение пальцев; исполнение на фортепиано — движение души. Обычно мы слышим только первое.
Свести искусство к вопросу "формы" значит умалить и сузить его сверх всякой меры.
Лучшие произведения фотографии кроют в себе страшный недостаток, исключающий их из области искусства: они не продуманы. Литература также имеет своих фотографов; они зовутся реалистами.
Только тогда по-настоящему хвалят художника, когда при виде его творения забывают о похвалах.
Лицо художника проявляется в его противоречивости.
Можно быть ученым с учеными, но с художниками нужно быть поэтом.
Художник принадлежит своему времени, он живет его нравами, привычками, разделяет его взгляды и представления.
Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.
Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык.
Слишком много пишут только плохие художники.
Художник рисует, по существу, глазом; его искусство — это искусство воспринимать окружающее в правильных пропорциях и во всей красоте.
Художник — это синтез теоретика и практика.
Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков.
Настоящий художник не заботится о будущем своего творения.
Настоящий художник — это "нечто" великое и очень человечное.
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.
Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.
Художник должен любить жизнь и показывать нам, как она прекрасна. Не будь его, мы усомнились бы в этом.
Художники вечно молоды.
Призвание художника — бросать свет в глубину человеческого сердца.
Подобно медицине, литература также имеет своих шарлатанов. Их можно разделить на два разряда: на имеющих знания, но лишенных таланта, и на обладающих плодовитостью, но без всякой глубины. Первые поставляют нам умствования из вторых рук, вторые — претендуют на новизну благоглупости.
Подлинный шедевр должен поддаваться повторению, чтобы художник мог удостовериться, что он не игрушка собственных нервов или случая.
Энтузиазм и только он позволяет чувствовать искусство; у кого его нет, тот бывает только справедливым и холодным.
Если говорят, что хорошее вино не требует этикетки, то хорошая пьеса точно так же не нуждается в эпилоге. Но если на бутылку с хорошим вином все-таки лепят красный ярлык, то и хорошая пьеса ничего не потеряет от хорошего эпилога.
Эскиз — продукт пыла, гения; картина же — произведение труда, терпения, долгой подготовки и законченной опытности в искусстве.
Искусство оказывает нравственное влияние не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, само служит путем к нравственности.
Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, оттого в чем они видят благо и в чем зло жизни.
Истинное искусство состоит в умении скрывать искусство.
Этика искусства состоит в совершенном применении несовершенных средств.