Молва и мнения

Найдено цитат по теме: 148

Многие из легенд передавались плутами одного века дуракам следующих веков.

Г. Болингброк

Oбъяснение афоризма:

Эта фраза Болингброка, английского философа и политика XVIII века, имеет глубокий смысл, который касается передачи знаний и информации между поколениями. Выражение можно понимать как критику того, как мифы, легенды и неправдоподобные истории могут восприниматься как истина последующими поколениями, даже если они изначально были созданы или интерпретированы с целью обмана или манипуляции.

  1. Передача знаний и информация: Легенды, которые мы генерируем, часто были изменены или искажены на протяжении веков, и те, кто их передает, могут иметь свои собственные интересы. Это приводит к искажению смысла и сути оригинальных событий.

  2. Мудрость и глупость: "Плуты" в контексте фразы могут символизировать людей, которые используют хитрость или манипуляцию для достижения своих целей. "Дураки" же представляют те поколения людей, которые верят в эти манипуляции, не подвергая их критике и не исследуя их истинную природу.

  3. Критическое мышление: В более широком смысле эта фраза является призывом к критическому мышлению и скептическому отношению к источникам информации. Она напоминает нам о том, что важно не только принимать на веру то, что нам говорят, но и исследовать и оценивать информацию самостоятельно.

Таким образом, данное выражение подчеркивает важность критического подхода к знаниям и предостерегает от бездумного следования традициям и убеждениям, которые могут оказаться ложными или искаженными.

Доп. информация по афоризму


Нет такого великого учреждения, которое бы не покоилось на легенде. Виновником этого является само человечество, желающее быть обманываемым.

Ж. Ренан

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Жозефа Эрнеста Ренана отражает глубокую мысль о том, как человеческое общество воспринимает и создает мифы, легенды и идеалы. Давайте разберем его на составляющие.

  1. "Нет такого великого учреждения, которое бы не покоилось на легенде": Здесь Ренан указывает на то, что многие институты — будь то государства, религии, культуры или организации — основаны не только на рациональных основах, но и на мифах, историях и идеализированных представлениях. Легенда, в данном контексте, может быть понята как нечто, что вдохновляет людей и объединяет их вокруг общих ценностей и идей. Это может быть как реальная история, так и выдуманная.

  2. "Виновником этого является само человечество": Эта часть выражения акцентирует внимание на том, что именно люди создают и поддерживают эти легенды. Мы сами стремимся к пониманию, смыслам и идентичности, и часто готовы принимать мифы как основу своей жизни и общественного устройства.

  3. "Желающее быть обманываемым": Здесь Ренан подчеркивает, что в людях существует врожденная потребность в обмане или, точнее, в готовности верить в нечто, что выходит за рамки строгой рациональности. Это может быть связано с поисками надежды, смысла, принадлежности или защищенности.

В целом, высказывание Ренана напоминает нам о том, что наше понимание мира и нашего места в нем часто выстраивается не только на фактах и логике, но и на narrativе, который мы сами создаем. Эти легенды могут быть как положительными, так и отрицательными и играют важную роль в формировании идентичности и социального порядка.

Доп. информация по афоризму


Редко строят свое мнение на твердой почве. Его строят на воздухе, плотничной работе придают слабые подпорки, и только когда готова крыша, возводят здание. Так часто и от верного рассуждения рождается предрассудок.

К. Берне

Oбъяснение афоризма:

Выражение Берне Карл Людвига поднимает важный вопрос о том, как формируются мнения и убеждения у людей. Автор говорит о том, что многие из нас строят свои взгляды на ненадежных основаниях, чаще всего основываясь на недостаточных фактах или неправильных предпосылках.

Фраза "Редко строят свое мнение на твердой почве" означает, что устойчивые, объективные убеждения, основанные на фактах, являются редкостью. Вместо этого люди часто действуют по принципу «создания здания на воздухе», что подразумевает, что их мнения могут быть искажены, неполны или даже ложны.

“Плотничной работе придают слабые подпорки” символизирует ту нерадивую работу, которая ведется для поддержания этих мнений. Люди могут искать информацию или аргументы, которые лишь подтверждают уже существующие заблуждения, вместо того чтобы критически анализировать и расти в своих взглядах.

Завершение фразы указывает на то, что из неоправданных убеждений могут возникать предрассудки. Это подчеркивает необходимость критического мышления и саморефлексии — мы должны быть осторожными с тем, на чем основываем свои мнения, и стараться избегать легкомысленного суждения.

Таким образом, основная мысль заключается в том, что качественное и правдивое мышление требует глубокой работы и глубоких оснований, а нежелание анализировать может привести к ошибочным убеждениям и предрассудкам.

Доп. информация по афоризму


Есть только одна вещь, которую мы охотно позволили бы разделить с нами, хотя она и очень дорога для нас: это — наше мнение.

П. Буаст

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Пьера Буаста "Есть только одна вещь, которую мы охотно позволили бы разделить с нами, хотя она и очень дорога для нас: это — наше мнение" подчеркивает природу человеческого взаимоотношения с мнениями и убеждениями.

Смысл этой фразы заключается в том, что личное мнение является чем-то очень ценным, но в то же время люди часто готовы делиться им с другими. Это утверждение намекает на желание каждого человека быть услышанным, признанным и оцененным за свои взгляды.

Фраза предполагает, что несмотря на то, что мнения могут быть дорогими для нас — ведь они формируют нашу индивидуальность и убеждения — мы все равно стремимся к коммуникации. Люди охотно обсуждают и обмениваются мнениями, несмотря на возможные различия в точках зрения. Это подчеркивает важность диалога в обществе и наглядно демонстрирует, как общение и взаимодействие между людьми могут обогащать наше восприятие мира, даже если мнения различаются и порой могут быть конфликтующими.

Таким образом, высказывание можно рассматривать как призыв к открытости и готовности к обсуждению, даже когда речь идет о чем-то, что нам дорого.

Доп. информация по афоризму


Стоит людям раз усвоить себе неверное мнение, раз признать его за несомненную истину — и тогда их уже невозможно вразумить, как невозможно разборчиво писать на перепачканной бумаге.

Т. Гоббс

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Томаса Гоббса, которое вы привели, подчеркивает важность правильного восприятия и понимания истины. Смысл этого выражения заключается в том, что если человек однажды принял неверное мнение за истину и внутренне убежден в его правильности, то переубедить его становится крайне сложно.

Гоббс сравнивает это с попыткой писать разборчиво на перепачканной бумаге: такой процесс практически невозможен, потому что мешающие факторы (в данном случае — предвзятость и искажение восприятия) не позволяют ясно и точно передать информацию. Его мысль акцентирует внимание на том, как укоренившиеся заблуждения могут затруднить поиск реальной истины и ведут к беспринципной уверенности в неправильных взглядах.

Это выражение также может быть истолковано как предостережение о том, насколько важно критически относиться к собственным убеждениям и мнениям, искать доказательства и быть открытым к новым идеям. Заключительная мысль здесь — явление, известное как "когнитивные искажения", когда наши предвзятые мнения затмевают объективное восприятие мира.

Доп. информация по афоризму


Нельзя доверяться безусловно той силе мнений, которая состоит только в многочисленности их последователей. И этого особенно следует остерегаться относительно мнений моральной, социальной и метафизической области.

Ж. Гюйо

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Жан-Мари Гюйо подчеркивает важность критического мышления и осторожности при принятии общественного мнения, особенно в сложных и важных областях, таких как мораль, социальные вопросы и метафизика.

Основная мысль заключается в том, что просто потому, что какое-то мнение популярно или имеет множество сторонников, это не делает его верным или обоснованным. Количество сторонников не является гарантией истины; важно анализировать сами мнения и их основания, а не полагаться на их распространенность.

Гюйо призывает к осторожности и осознанности при оценке общественного мнения, особенно когда речь идет о серьезных темах, которые могут влиять на моральные и социальные нормы. Важно не поддаваться давлению массового сознания и не забывать о необходимости собственных размышлений и критики.

Доп. информация по афоризму


Кто не имеет своего собственного мнения и зависит от мнения и вкуса других, тот — раб.

Ф. Клопшток

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Фридриха Готлиба Клопштока поднимает важный вопрос о независимости мышления и самобытности личности. В нем речь идет о том, что человек, который не формирует свои собственные взгляды и мнения, а полагается на мнение и вкусы окружающих, фактически теряет свою индивидуальность и свободу. Он становится зависимым от чужих мнений и вкусов, и в этом смысле можно говорить о внутреннем рабстве.

Смысл выражения можно рассмотреть в следующих аспектах:

  1. Самостоятельность мышления: Клопшток подчеркивает важность критического мышления и способности формировать собственные взгляды. Быть независимым — значит осознанно подходить к выбору своих убеждений и ценностей.

  2. Идентичность и личность: В зависимости от мнения других человек может потерять свою уникальность. Когда мы не следуем своим собственным убеждениям, а придерживаемся массовых взглядов, мы рискуем раствориться в толпе, потерять свою идентичность.

  3. Свобода и ответственность: Быть свободным — значит не только принимать свои собственные решения, но и нести ответственность за них. Зависимость от чужих мнений может освободить от этой ответственности, но в то же время и обременить человека отсутствием подлинной свободы выбора.

Таким образом, выражение Клопштока призывает к внутренней свободе, которая возможна лишь через формирование самостоятельного мнения и подлинное понимание своих желаний и ценностей.

Доп. информация по афоризму


Наши мнения, словно часы: пары часов не найдется, которые бы совпадали, — каждый обыкновенно ссылается на свои часы.

А. Поп

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение "Наши мнения, словно часы: пары часов не найдется, которые бы совпадали, — каждый обыкновенно ссылается на свои часы" принадлежит Александру Попу и иллюстрирует идею о том, что мнения людей часто различаются и несоразмерны, подобно тому как разные часы могут показывать разное время.

Смысл этой фразы заключается в том, что каждый человек воспринимает мир по-своему, основываясь на собственном опыте, ощущениях, знаниях и эмоциональном состоянии. Как часы могут показывать разные временные показатели, так и мнения могут расходиться по различным вопросам. Это подчеркивает относительность человеческого восприятия и субъективность познания.

Таким образом, данное выражение приглашает к размышлениям о толерантности и уважении к чужим мнениям, а также к признанию того факта, что истина может быть многообразной и зачастую зависит от контекста. Важно помнить, что наше собственное мнение не является единственно верным, и каждый имеет право на свою точку зрения.

Доп. информация по афоризму


Достоинство мнений должно определяться весомостью их, а не количеством; невежд хотя и много, но все-таки они остаются невеждами; чего можно ждать от их мнения? Чем больше голосов прибавится в пользу заблуждения, тем труднее будет приблизиться к истине.

Б. Фейхо

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Бенито Хоронимо Фейхо подчеркивает важность качества мнений и знаний, а не их количества. Автор утверждает, что достоинство мнения должно оцениваться не количеством людей, которые его поддерживают, а глубиной и обоснованностью самого мнения.

Основная мысль состоит в том, что даже если у невежд есть множество голосов, их мнения не имеют ценности, поскольку они основаны на недостаточных знаниях и понимании. Таким образом, даже если блуждание мнений поддерживают толпы, это не делает их более правдоподобными или близкими к истине.

Указанное выражение говорит о том, что для поиска истины необходимо рассматривать, оценивать и критически анализировать идеи, а не просто полагаться на массовое мнение. Это подчеркивает важность критического мышления и стремления к пониманию, основанного на аргументах и фактах, а не на количестве поддерживающих одно или другое мнение людей.

Таким образом, высказывание служит напоминанием о том, что истина не определяется демократией или популярностью, а требует интеллектуального усилия и глубокого анализа.

Доп. информация по афоризму


Самый скромный человек более высокого о себе мнения, чем самый близкий его друг.

М. Эбнер-Эшенбах

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Марии фон Эбнер-Эшенбах подчеркивает сложные аспекты человеческой самооценки и восприятия себя в контексте взаимодействия с окружающими.

Смысл фразы заключается в том, что даже самый скромный человек, который может казаться сдержанным и скромным, на самом деле может считать себя более значимым и ценным, чем его ближайший друг. Это может указывать на внутренний конфликт между внешним образом скромности и внутренним ощущением собственной значимости.

Таким образом, выражение указывает на то, что самооценка человека может не всегда совпадать с тем, что он показывает внешне. Скромность не обязательно означает отсутствие амбиций или высоких самовосприятий. Это также поднимает вопросы о том, как мы воспринимаем себя в контексте отношений с другими: возможно, человек с низкой самооценкой тоже может считать себя выше своего друга, даже если он не показывает этого в своем поведении.

В более широком смысле, данная фраза может быть толкована как критика социальных норм, где внешний вид скромности может скрывать внутренние стремления и амбиции, или как напоминание о том, что наше восприятие других зачастую основано на поверхностных качествах, а не на истинной сущности.

Доп. информация по афоризму


Общественное мнение — слабый тиран по сравнению с нашим личным мнением о самих себе. То, что человек думает о себе, определяет, или, скорее, направляет его судьбу.

Г. Торо

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Генри Дэвида Торо подчеркивает важность внутреннего самосознания и самооценки в жизни человека.

Когда он говорит, что "общественное мнение — слабый тиран", он имеет в виду, что мнения и суждения окружающих людей могут оказывать влияние на нас, но это влияние не так сильно, как то, что мы думаем о себе сами. Другими словами, наше собственное восприятие себя, наши убеждения, стремления и самооценка имеют гораздо большее значение для нашего жизненного пути и решений.

Торо акцентирует внимание на том, что если человек уверен в себе и своей ценности, то он сможет более уверенно и решительно идти к своим целям, невзирая на общественные нормы и ожидания. Направляя свою судьбу на основе личного мнения о себе, человек становится более независимым и свободным, чем если бы он следовал слепо общественному мнению.

Таким образом, мысль Торо призывает к самопознанию и самоуважению как к основным аспектам, позволяющим человеку осуществлять свои мечты и реализовывать свои потенциалы.

Доп. информация по афоризму


Общественное мнение — это поток; даже и тогда, когда бы удалось нам отвести его течение, мы вынуждены за ним следовать.

П. Буаст

Oбъяснение афоризма:

Фраза Пьера Буаста "Общественное мнение — это поток; даже и тогда, когда бы удалось нам отвести его течение, мы вынуждены за ним следовать" имеет глубокий смысл и отражает динамику общественного мнения в социуме.

Прежде всего, сравнение общественного мнения с потоком указывает на его изменчивость и силу. Общественное мнение формируется под воздействием множества факторов, включая СМИ, культурные и социальные изменения, и оно может стремительно меняться. Подобно реке, общественное мнение течёт, и иногда его направление трудно изменить.

Второй важный аспект выражения — это осознание того, что даже если мы пытаемся изменить это течение или противостоять ему, всё равно оказываемся под его воздействием. Это может означать, что индивидуумы и даже группы, пытающиеся противостоять общественному мнению, всё равно вынуждены учитывать его влияния на свои действия и решения. В некотором смысле, это напоминание о том, что индивидуальные взгляды и мнения воспринимаются в контексте более широкого социального фона.

Таким образом, выражение подчеркивает важность и мощь общественного мнения в формировании нашего восприятия и поведения, а также предостерегает от иллюзии, что можно легко игнорировать или изменить его. Это приглашение к размышлению о том, как важно осознавать влияние окружающего социума на наши мысли и действия.

Доп. информация по афоризму


Бороться с общественным мнением — это сражаться с ветряными мельницами.

П. Буаст

Oбъяснение афоризма:

Фраза "Бороться с общественным мнением — это сражаться с ветряными мельницами" подразумевает, что попытки противостоять или изменить общественное мнение могут быть бесплодными и даже абсурдными. Она сравнивает борьбу с общественным мнением с боем с ветряными мельницами, как это описано в знаменитом произведении Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". В этом контексте «ветряные мельницы» символизируют нечто иллюзорное или недостижимое.

Смысл выражения заключается в том, что общественное мнение, как и ветряные мельницы, широко распространено и имеет свою мощь. Попытка противостоять ему может восприниматься как борьба с нечто несущественным или нематериальным. Более того, оно предполагает, что изменения в общественном мнении часто происходят органически и постепенно, а не через прямое противостояние и конфликты.

Это выражение может служить предостережением о том, что лучше сосредоточиться на более продуктивных действиях, чем на futile efforts (безрезультатных усилиях) в попытках изменить мнение большинства.

Доп. информация по афоризму


Общественное мнение щадит ястреба и карает цыпленка.

Д. Ювенал

Oбъяснение афоризма:

Это выражение из сатир Ювенала обращает внимание на природу общественного мнения и его влияние на моральные оценки и поступки людей. В данном контексте "ястреб" символизирует сильных, властных и агрессивных людей, которые, несмотря на свои действия, могут получить поддержку или прощение от общества. Напротив, "цыпленок" олицетворяет слабых, беззащитных и невинных людей, которые подвергаются осуждению или наказанию за свои поступки.

Смысл выражения заключается в том, что общественное мнение часто предвзято и несправедливо. Оно может оправдывать агрессию и насилие со стороны сильных, в то время как слабые люди, даже за малейшие проступки, могут столкнуться с суровым осуждением. Таким образом, Ювенал обращает внимание на двуличность и несправедливость социальных норм, которые защищают тех, кто обладает властью, и наказывают тех, кто уязвим. Это высказывание остается актуальным и в современном обществе, поднимая важные вопросы о морали и справедливости.

Доп. информация по афоризму


Нет ничего изменчивее, неопределеннее общественного мнения, и как бы своенравно оно ни было, все-таки оно бывает правдивым, разумным, справедливым гораздо чаще, нежели это полагают.

Наполеон

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Наполеона Бонапарта поднимает важные вопросы о природе общественного мнения и его значимости в обществе.

Во-первых, фраза "Нет ничего изменчивее, неопределеннее общественного мнения" указывает на то, что общественное мнение может меняться быстро и часто, в зависимости от обстоятельств, мнений и эмоций людей. Это говорит о том, что мы не всегда можем полагаться на общественное мнение как на стабильный и надежный ориентир.

Тем не менее, Наполеон продолжает: "и как бы своенравно оно ни было, все-таки оно бывает правдивым, разумным, справедливым гораздо чаще, нежели это полагают". Здесь он подчеркивает, что несмотря на свою изменчивость и непредсказуемость, общественное мнение все же может выражать истину и разум. Это может означать, что коллективный опыт и интуиция общества могут приводить к правильным выводам, даже если отдельные голоса могут казаться хаотичными или иррациональными.

Таким образом, высказывание напоминает нам о том, что стоит учитывать мнение общества, несмотря на его недостатки и изменчивость. Это также подчеркивает важность диалога и учета различных точек зрения, поскольку даже в самых противоречивых мнениях может скрываться зерно истины.

Доп. информация по афоризму


Если общественное мнение чего-то не достигает, значит оно не заслужило того, чтобы достигнуть этого.

К. Берне

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Берна Карла Людвига "Если общественное мнение чего-то не достигает, значит оно не заслужило того, чтобы достигнуть этого" можно интерпретировать как утверждение о том, что общественное мнение является отражением более глубоких социальных, культурных и моральных ценностей.

В этом контексте автор, вероятно, подразумевает, что если общественное мнение не поддерживает или не признает какие-либо достижения, то это свидетельствует о том, что обществу не хватает определенной зрелости, понимания или готовности к тому, чтобы эти достижения были признаны и приняты. То есть, успех не может быть просто результатом усилий; он также зависит от контекста, в котором эти усилия проявляются.

Данная мысль может быть использована как критика общества, указывая на то, что достижения в науке, культуре или других областях могут оставаться незамеченными или непризнанными, если общество не готово воспринимать их или если они противоречат его общим убеждениям и ожиданиям. Это также подразумевает, что каждая эпоха имеет свои "достинства" и "недостатки", и, соответственно, уровень развития общественного мнения может отражать и уровень развития самого общества.

Таким образом, выражение подчеркивает важность осознания социального контекста и роли, которую играет мнение масс в оценке исторических и культурных достижений.

Доп. информация по афоризму


Человек в сущности не имеет над собой другого суда, как суд своей совести. Поэтому он не больше должен был бы заботиться о призраке, который зовется общественным мнением, чем бояться повстречать привидение, проходя ночью через кладбище.

Э. Булвер-Литтон

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение, которое вы привели, подчеркивает важность внутреннего морального компаса человека, то есть его совести, в contrast с общественным мнением. В нем заключается идея о том, что настоящая мораль и истинные ценности не зависят от мнения окружающих, а должны исходить из внутреннего осознания правильного и неправильного.

Эдвард Булвер-Литтон акцентирует внимание на том, что человеку не следует поддавать свои решения и действия влиянию общественного мнения, которое может быть поверхностным или даже неправильным. Сравнение общественного мнения с призраком подчеркивает его эфемерность и ненадежность: как призрак не представляет реальную угрозу, так и мнение общества не должно определять личные моральные ориентиры.

В конечном итоге, это выражение призывает к личной ответственности за свои действия. Оно напоминает о важности следовать собственным убеждениям и совести, даже если это может идти вразрез с мнением людей вокруг. Такой подход позволяет человеку быть подлинным и искренним в своих поступках.

Доп. информация по афоризму


Общественное мнение, царь мира, не подчинено власти царей; они сами бывают первыми его рабами.

Ж. Руссо

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Жан-Жака Руссо подчеркивает значимость общественного мнения в политической жизни и социальной структуре. Руссо утверждает, что хотя царская власть и обладает официальным правом управлять обществом, она на самом деле часто зависит от мнения народа.

Смысл этой фразы можно рассмотреть с нескольких аспектов:

  1. Власть общественного мнения: Руссо намекает на то, что истинная власть в обществе принадлежит народу. Общественное мнение формирует представления о правильном и неправильном, справедливом и несправедливом, и именно это мнение может оказывать огромное влияние на действия властей.

  2. Подчинение власти: Цари, несмотря на свои официальные полномочия, могут оказаться "рабами" общественного мнения. Если народ не поддерживает их решения, власть теряет легитимность, и правители вынуждены учитывать мнение своих подданных для сохранения статуса и власти.

  3. Демократические идеалы: В более широком смысле, выражение отражает идеи Руссо о том, что легитимность власти должна основываться на воле народа. Это связано с его концепцией общественного договора, где власть делегируется правителю народом.

Таким образом, данное выражение является критикой абсолютной власти и подчеркивает важность участия граждан в политических процессах. Оно призывает к вниманию к мнению народа и его роли в формировании власти и общественных установок.

Доп. информация по афоризму


Общественное мнение — вторая совесть.

Неизвестный автор

Oбъяснение афоризма:

Выражение "Общественное мнение — вторая совесть" подразумевает, что мнения, суждения и оценки, распространенные среди людей в обществе, могут оказывать значительное влияние на моральные нормы и внутренние убеждения индивидов.

  1. Социальное регулирование: Общественное мнение часто выступает в роли неформального механизма контроля, который формирует стандарты поведения и моральные нормы. Как и совесть, общественное мнение может служить источником давления для соблюдения этих норм.

  2. Индивидуальная ответственность: Когда человек сталкивается с общественным мнением, он может переосмыслить свои действия и убеждения, как если бы его собственная совесть «пробуждалась» под давлением социальных норм. Это может приводить как к положительным изменениям, так и к негативным, когда люди начинают подстраиваться под толповые настроения, игнорируя свои внутренние моральные установки.

  3. Динамика диалога: Общественное мнение формируется через взаимодействие между людьми. Как и совесть, оно может меняться и развиваться, отражая изменения в обществе. Это подчеркивает важность диалога, дискуссий и критического мышления в формировании общественных взглядов.

Таким образом, крылатое выражение напоминает о том, что моральные ориентиры часто определяются не только внутренним сознанием человека, но и тем, что думает и чувствует общество в целом.

Доп. информация по афоризму


Молва — плохой гонец и еще худший судья. Что имеет общего добродетельный человек с болтовней толпы? Молва, подобно реке, несет на поверхности легкие предметы и влачит по дну более тяжелые.

Ф. Бэкон

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Фрэнсиса Бэкона подчеркивает недостатки слухов и общественного мнения. Он использует метафоры, чтобы показать, что молва (громкие слухи и сплетни) не только воспринимается как ненадежный источник информации, но и чувствует себя обреченной на искажение и преувеличение фактов.

  1. Плохой гонец: Молва зачастую искажает информацию, преувеличивает или уменьшает факты. Она может передавать новости, но делает это ненадежным образом, и, как правило, ухудшает понимание ситуации.

  2. Худший судья: Молва, согласно Бэкону, не способна на трезвую оценку событий. Общественное мнение часто формируется на основании эмоций, предвзятости и неведения, а не рационального анализа.

  3. Сравнение с рекой: Бэкон проводит параллель между молвой и рекой, которая несет легкие предметы на поверхности, в то время как более тяжелые тонут на дне. Это служит образом для культивирования поверхностных, часто незначительных слухов (легкие предметы), которые привлекают больше внимания, а более важные и значимые истины остаются незамеченными (тяжелые предметы).

Таким образом, смысл этого выражения сводится к предостережению: не стоит полагаться на общественное мнение и слухи, так как они могут быть ложными или искаженными. Истинная ценность состоит в глубоком и критическом анализе информации, а не в ее поверхностном восприятии. Бэкон подчеркивает, что добродетельный человек должен стремиться к искренности и истине, а не поддаваться влиянию толпы.

Доп. информация по афоризму


Значительная часть наших несчастий более выносима, чем комментарии наших друзей по их поводу.

Ч. Колтон

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Чарльза Калеба Колтона поднимает интересную тему о том, как мы воспринимаем наши трудности и как окружающие реагируют на них. Смысл фразы заключается в том, что многие из наших страданий и несчастий могут быть более терпимыми, чем те комментарии и советы, которые мы получаем от друзей и близких.

Основная идея состоит в том, что трудно переносимые ситуации порой усугубляются не столько сами по себе, сколько из-за реакции окружающих. Комментарии, которые они делают, могут быть неуместными, легкомысленными или просто неуместными, что добавляет дополнительный стресс и недовольство.

Таким образом, выражение напоминает о том, что важно не только то, что происходит с нами, но и то, как мы воспринимаем и интерпретируем эти события, а также какую роль в этом процессе играют мнения других людей. Это может служить своего рода призывом к более чуткому и внимательному общению, особенно в сложных ситуациях.

Доп. информация по афоризму


Общественный суд о нравственном достоинстве людей если и существует у нас, то только в виде сплетен и разговоров, ничего не значащих для практики; вся же строгость общественного мнения обращена на принятые формы и приличия.

Н.А. Добролюбов

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Николая Добролюбова поднимает важные вопросы о природе общественного мнения и его влиянии на моральные аспекты жизни общества. Давайте подробнее разберем смысл этой фразы.

  1. Общественный суд: Добролюбов говорит о том, что существует некий "общественный суд", который оценивает нравственное достоинство людей. Однако он подчеркивает, что этот "суд" не является строгим или объективным, а скорее отражает слухи и сплетни, то есть не имеет под собой серьезной основы.

  2. Сплетни и разговоры: Упоминание о сплетнях подчеркивает, что часто суждения людей о других основаны на преувеличениях, недомолвках или даже ложной информации. Это указывает на поверхностную природу общественного осуждения, которое не всегда связано с реальными поступками или нравственными принципами.

  3. Практическое значение: Добролюбов утверждает, что такие разговоры не влияют на реальные действия и поведение людей. То есть, несмотря на наличие какого-то мнения о нравственности, оно не ведет к действительным изменениям или санкциям в социальном контексте.

  4. Строгость общественного мнения: Автор замечает, что строгость общественного мнения сосредоточена на соблюдении форм и приличий, а не на истинной нравственности. Это может указывать на лицемерие общества, которое часто более заботится о внешних атрибутах поведения, чем о глубинных моральных ценностях.

Таким образом, Добролюбов критикует superficiality общественного понимания нравственности, указывая на то, что в обществе больше внимания уделяется внешним формам, чем внутреннему содержанию и реальным моральным качествам личности. Этот анализ может служить призывом к более глубокому пониманию нравственности и ответственности в общественной жизни.

Доп. информация по афоризму


Нас оскорбляет не столько презрение глупцов, столько пренебрежение людей умных.

Л. Вовенарг

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Люка де Клапье Вовенарга отражает глубокую философскую мысль о человеческих отношениях и самооценке. Смысл фразы заключается в том, что гораздо более болезненно и неприятно для человека осознание пренебрежения со стороны умных и талантливых людей, чем презрение со стороны глупцов.

  1. Презрение глупцов: Люди с ограниченными умственными способностями часто не способны глубоко оценить личные качества, достижения или интеллект других. Их мнение, как правило, не влияет на самоощущение более развитых людей, так как они понимают, что глупцы не в состоянии правильно судить о сложных вопросах.

  2. Пренебрежение умных людей: Наоборот, мнение образованных или умных людей ценится значительно выше, так как оно основано на понимании и анализе. Когда человек, обладающий умом и мудростью, игнорирует, пренебрегает или осуждает вас, это может вызвать глубокую скорбь, поскольку такая реакция подразумевает недостаток понимания или уважения со стороны того, чье мнение действительно имеет значение.

Таким образом, выражение Вовенарга подчеркивает важность общественного и интеллектуального признания и говорит о том, что, возможно, предпочтительнее игнорировать критические мнения тех, кто не понимает, чем быть отвергнутым теми, чьи взгляды могут служить ориентиром и поддержкой. Это подводит нас к размышлениям о том, насколько важна для нас оценка окружающих и каким образом мы сообщаем о своем уважении и внимании к друг другу.

Доп. информация по афоризму


Не оспаривай ничьих мнений, — помни, что если бы мы захотели разубедить кого-либо во всех нелепостях, в какие он верит, то можно было бы дожить до Мафусаиловых лет, не покончив с этим.

А. Шопенгауэр

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Артура Шопенгауэра подчеркивает неизменность человеческих убеждений и мнений. Он указывает на то, что каждого человека невозможно полностью разубедить в его взглядов и верований, даже если они являются безосновательными или нелепыми. Шопенгауэр считает, что попытки убедить кого-то изменить мнение о чем-либо – это трудоемкий и часто безрезультатный процесс, который может занять много времени, возможно, даже всю жизнь.

Основная идея заключается в том, что люди склонны держаться за свои убеждения, несмотря на предоставляемые им аргументы и факты. Полемика и споры о мнениях зачастую не приводят к желаемым изменениям, так как эмоциональные и психологические факторы оказывают сильное влияние на восприятие информации.

Таким образом, Шопенгауэр советует не тратить время на бесполезные споры и не оспаривать чужие мнения, поскольку это может оказаться безнадежным делом. Лучше сосредоточиться на своих собственных убеждениях и на том, что действительно имеет значение.

Доп. информация по афоризму


Отсутствующие никогда не бывают правы.

Ф. Рохас

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение "Отсутствующие никогда не бывают правы" подразумевает, что те, кто не участвует в обсуждении или ситуации, не могут отстоять свои позиции или мнения, и, следовательно, их мнение не имеет значения в данном контексте. Это может отражать идею о том, что участие и активное вовлечение в диалог являются необходимыми для того, чтобы быть услышанным и учтенным.

Фраза может быть воспринята как предостережение о важности коммуникации и необходимости выражать свои мысли и чувства. Если кто-то не присутствует или не вовлечен, он теряет возможность влиять на ситуацию и не может защищать свои интересы. Таким образом, отсутствие становится признаком невидимости или игнорирования, что делает человека не правым в контексте обсуждаемого вопроса.

Доп. информация по афоризму


Если общественное мнение бывает царем мира, то предрассудок — его тиран.

Неизвестный автор

Oбъяснение афоризма:

Это выражение подчеркивает противоречивую природу общественного мнения и предрассудков в обществе. Общественное мнение действительно может оказывать большое влияние на жизнь людей, формируя различные социальные нормы и ожидания. В этом контексте оно представлено как «царь мира», то есть нечто, обладающее властью и признаваемое всеми.

Однако следующая часть выражения — «предрассудок — его тиран» — указывает на то, что общественное мнение зачастую не основано на объективных фактах или логическом анализе, а может быть искажено предрассудками, стереотипами или страхами. Таким образом, предрассудки становятся тиранами, которые угнетают индивидуальность, свободу мысли и критический подход, заставляя людей действовать в соответствии с устаревшими или ошибочными представлениями.

Смысл этого выражения заключается в том, что необходимо различать здоровое общественное мнение и разрушительные предрассудки, которые могут управлять людьми не по доброй воле, а через страх или незнание. Важно критически относиться к тем мнениям, которые формируются в обществе, и не позволять предрассудкам диктовать правила жизни.

Доп. информация по афоризму


Всякий провинциал живет, как будто под стеклянным колпаком. Нет решительно никакой возможности хоть что-нибудь скрыть от своих почтенных сограждан. Вас знают наизусть, знают даже то, чего вы сами про себя не знаете.

Ф.М. Достоевский

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Федора Михайловича Достоевского иллюстрирует концепцию провинциальной жизни и общественного контроля, характерного для небольших городов и сельской местности. Когда Достоевский говорит о "стеклянном колпаке", он использует метафору, чтобы описать ощущение полной прозрачности и открытости жизни провинциала, где каждый шаг и каждое действие становятся объектом внимания окружающих.

Смысл этого выражения заключается в том, что в небольших обществах, где все друг друга знают, индивидуум становится частью некой социальной подсистемы, где его личные дела и особенности характера становятся известны всем. В таких условиях невозможно спрятаться или скрыть что-либо – даже те аспекты личности, которые человек сам может не осознавать. Это порождает ощущение, что личная жизнь находится под постоянным наблюдением и осуждением.

Достоевский поднимает вопрос о свободе и индивидуальности в контексте социума, где общественные нормы и ожидания могут сильно ограничивать человека. Это выражение также указывает на риск потери анонимности и индивидуальности, что часто приводит к внутреннему конфликту между желанием быть собой и давлением общественных стандартов. Таким образом, Достоевский критикует общественные конструкции, которые подавляют личную свободу и порождают сомнения в подлинности поступков и мыслей человека.

Доп. информация по афоризму


Люди труднее всего прощают нам то плохое, что они о нас сказали.

А. Моруа

Oбъяснение афоризма:

Выражение Андрэ Моруа "Люди труднее всего прощают нам то плохое, что они о нас сказали" касается темы человеческих отношений, прощения и саморефлексии. В этом высказывании подразумевается, что люди склонны более остро воспринимать свои собственные слова и суждения о других, особенно, если они носили критический или негативный характер.

Смысл можно интерпретировать следующим образом:

  1. Самоосуждение: Когда мы говорим что-то плохое о других, это может отражать наши собственные страхи, недостатки или предвзятости. Люди могут быть не готовы простить нас, потому что они сами ощущают внутренний конфликт или вину за свои собственные слова.

  2. Социальные связи: Взаимоотношения строятся на взаимном доверии и уважении. Если мы говорим плохо о других, это может разрушить доверие и создать недовольство, приводя к трудностям в прощении.

  3. Эмоциональная тяжесть: Слова имеют силу, и они могут оставлять глубокие раны. Люди могут помнить о негативных словах гораздо дольше, чем о положительных, что затрудняет процесс прощения.

Таким образом, высказывание Моруа подчеркивает, что наш словесный выбор и то, как мы воспринимаем себя и других, имеет важное значение для наших взаимодействий и долговечности отношений. Оно провоцирует размышления о том, как мы общаемся и как наши слова могут затрагивать не только других, но и нас самих.

Доп. информация по афоризму


Я согласился бы жить под властью тирана с условием зависеть только от его капризов и быть свободным от тирании мод, привычек и предрассудков: рабство перед законами — это самый незначительный из всех видов нашего рабства.

Л. Вовенарг

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Люка де Клапье Вовенарга отражает глубокие размышления о свободе, власти и обществе. Основной смысл заключается в том, что автор предпочел бы подчиняться произвольной власти тирана, чем стать жертвой общественных норм, моды и предрассудков.

Вот несколько ключевых моментов для понимания этой мысли:

  1. Тирания vs. Социальные нормы: Вовенарг ставит знак равенства между капризами тирана и традиционными социальными нормами. Он утверждает, что зависимость от капризов тиранов может быть менее угнетающей, чем податливость общественным ожиданиям и стереотипам.

  2. Иллюзия свободы: Здесь прослеживается идея о том, что многие факторы, формирующие общественную жизнь, могут быть более ограничительными, чем явное подчинение власти. Люди часто действуют под давлением социальных норм, даже не осознавая этого.

  3. Индивидуальность: Вовенарг акцентирует внимание на важности индивидуальной свободы и самовыражения. Он видит в тирании, даже если она и ограничивает физическую свободу, возможность для более личного выбора и утверждения собственного «я», чего не дают нормы общества.

  4. Критика рабства: Сравнивая разные виды рабства, автор предполагает, что нам необходимо критически оценивать свои обстоятельства и искать настоящую свободу, которая может заключаться не только в политической или физической независимости.

Таким образом, предложение раскрывает сложные аспекты свободы и власти, подчеркивая, что истинная зависимость и подчинение могут иметь более глубокие корни в культуре и обществе, чем в явных формах репрессии.

Доп. информация по афоризму


Иная речь, точно уголь: если не жжет, то чернит.

Кальдерой

Oбъяснение афоризма:

Это выражение из произведения Педро Кальдерона де ла Барки можно интерпретировать как метафору, подчеркивающую силу и влияние слов. Фраза "иная речь, точно уголь" указывает на то, что речь может быть как источником тепла (поддерживать и вдохновлять), так и оскорбительной или разрушительной (жечь и чернить).

Таким образом, данное выражение можно трактовать как предостережение о том, что слова имеют огромную силу: они могут как приносить благо и поддержку, так и наносить вред. Если речь не вызывает болезненных эмоций, то она может все равно оставлять негативный след — как уголь, который чернит все вокруг (также можно думать о его угольном, черном характере).

Таким образом, Кальдерон, вероятно, акцентирует внимание на важности осознанности в выборе слов и ответственности за их последствия.

Доп. информация по афоризму


Легче хулить, чем сделать так же.

Аполлодор

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение подчеркивает, что критиковать или осуждать действия других людей проще, чем самостоятельно реализовать подобные действия. Аполлодор, как автор этой фразы, обращает внимание на то, что многие люди склонны давать советы или осуждать поступки других, не понимая, как сложно на самом деле осуществить те или иные действия.

Смысл фразы можно интерпретировать как призыв к саморефлексии и разумному подходу к критике. Часто мы видим людей, которые легко упрекают других, не осознавая, что каждая ситуация имеет свои сложности и нюансы. Таким образом, выражение напоминает о необходимости быть более понимающими и терпимыми, поскольку сам процесс достижения результатов может требовать значительно больше усилий, чем кажется на первый взгляд.

Доп. информация по афоризму


Хула очень удобная вещь: нападают с помощью одного слова, а нужны целые страницы для защиты.

Ж. Руссо

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Жан-Жака Руссо подчеркивает, как легко и быстро можно нанести кому-то ущерб с помощью слов. Хула, или клевета, может быть выражена одним лишь утверждением, которое может повредить чью-то репутацию, тогда как защита личности, особенно от ложных обвинений, требует гораздо больше усилий, времени и доказательств.

Руссо акцентирует внимание на том, что слова могут иметь огромную силу, и один голос может затмить множество аргументов и доказательств. Эта мысль актуальна в контексте социальных и политических взаимодействий, где общественное мнение может быть сформировано мгновенно, в то время как процесс восстановления справедливости и защиты прав требует значительно более сложного и длительного подхода.

Таким образом, высказывание Руссо подчеркивает важность ответственности за слова и необходимость критически относиться к информации, которую мы получаем и распространяем, поскольку последствия могут быть разрушительными.

Доп. информация по афоризму


Злословие — это откровенность злых людей.

А. Декурсель

Oбъяснение афоризма:

Фраза "Злословие — это откровенность злых людей" подразумевает, что злословие, то есть распространение негативной информации или сплетен о других, является проявлением истинной природы тех, кто это делает. Под "откровенностью" здесь понимается не только искренность, но и открытость в проявлении своих негативных мыслей и чувств.

Смысл этой мысли может рассматриваться с нескольких точек зрения:

  1. Моральный аспект: Злословие указывает на низкие моральные качества тех, кто его практикует. Это может быть признаком зависти, ненависти или потребности в унижении других, что, в свою очередь, говорит о глубинных проблемах в личности злословящего.

  2. Социальный контекст: Злословие также может рассматриваться как явление, присущее определенным социальным группам или ситуациям, где конкуренция, недовольство или чувство неуверенности подталкивают людей к тому, чтобы говорить плохие вещи о других.

  3. Философская интерпретация: С философской точки зрения можно рассмотреть, как злословие влияет на общество в целом. Оно может создавать атмосферу недоверия и напряженности, препятствовать здоровым межличностным отношениям и создавая порочный круг, где открытость к злым словам о других приводит к дальнейшему ухудшению социального климата.

Таким образом, эта цитата побуждает задуматься о важности личной ответственности в словах и о том, как наши высказывания могут отражать более глубокие проблемы, как на индивидуальном уровне, так и в обществе в целом.

Доп. информация по афоризму


Причина злословия кроется не столько в желании навредить, сколько в тщеславии.

Ф. Ларошфуко

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Франсуа де Ларошфука затрагивает глубокие аспекты человеческой природы, касающиеся злословия и сплетен. В нём утверждается, что причиной злословия обычно является не столько намерение причинить вред другим, сколько стремление выделиться, привлечь внимание и повысить собственную значимость в глазах окружающих.

Тщеславие здесь выступает как движущая сила, побуждающая человека говорить негативно о других, чтобы утвердить себя, продемонстрировать свою "превосходность" или просто выглядеть более значимым в социальной иерархии. Люди иногда используют злословие как способ укрепления своей самоуважения, стараясь за счет других подчеркнуть свои достоинства или завоевать расположение слушателей.

Таким образом, Ларошфуко указывает на то, что за злословием может скрываться не столько злое намерение, сколько глубинное стремление к признанию и уважению, что делает это явление более сложным и многослойным, чем простое желание причинить зло.

Доп. информация по афоризму


Тот, кто вечно злословит, не опасен: он задумывает больше зла, чем может сделать.

Л. Вовенарг

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Люка де Клапье Вовенарга говорит о том, что люди, которые часто выражают недовольство или критику, на самом деле не всегда представляют собой серьезную угрозу. Их злословие, хотя и может быть неприятным или обидным, в большинстве случаев остается лишь словесным нападением, которое не приводит к реальным действиям или последствиям.

Смысл высказывания можно интерпретировать как предупреждение о том, что люди, которые склонны говорить зло, чаще всего не способны реализовать свои разрушительные намерения на практике. Слова могут быть мощным инструментом, но они имеют ограниченную силу, если за ними не стоят реальные действия. Таким образом, можно считать, что такие злые высказывания — это скорее проявление внутреннего недовольства или слабости, чем реальная угроза.

Это выражение также говорит о том, что истинные угрозы обычно проявляются в действиях, а не в словах, и поэтому нужно оценивать людей по их поступкам, а не по их словам. В конечном итоге, оно подчеркивает важность действий и реальных поступков в противовес пустым угрозам и злословию.

Доп. информация по афоризму


Чтобы навредить человеку, не стоит прибегать к злословию: достаточно сказать о нем какую-нибудь правду.

Ф. Ницше

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Фридриха Ницше подчеркивает, что истина может быть значительно более разрушительной, чем откровенное зло или сплетни. Ницше, как философ, часто говорил о силе правды и ее влиянии на человеческие отношения. В данном случае он указывает на то, что если кто-то хочет навредить другому, то иногда достаточно просто сказать правду о его недостатках или ошибках.

Крылатое выражение акцентирует внимание на том, что реальность, в которой мы живем, может быть гораздо более жестокой, чем выдумки или сплетни. Действительно, некоторые правдивые вещи могут оказывать глубокое эмоциональное воздействие и нанести раны, которые невозможно исцелить.

В этом контексте можно рассмотреть такие темы, как мораль и этика, а также то, как истина взаимодействует с добротой и злом. Ницше здесь также намекает на природу человеческих отношений: истина может быть использована как оружие, и важно осознавать ответственность за то, какую правду мы решаем поделиться.

Доп. информация по афоризму


Какая разница между злословием и сплетней? Сплетня может быть очаровательна и невинна. Злословие же — это сплетня со скучным оттенком морали.

О. Уайльд

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Оскара Уайльда подчеркивает различие между двумя формами общения — сплетнями и злословием — и акцентирует внимание на их моральном и эмоциональном контексте.

Сплетня, как Уайльд указывает, может быть легкой, очаровательной и даже невинной. Это может быть просто интересный слух или информация о ком-то, основанная на личных наблюдениях или небольших фактах. Сплетни часто воспринимаются как развлекательные и безобидные, они могут не иметь злого умысла и не стремятся навредить.

В то же время злословие содержит более темный подтекст. Оно связано с осуждением, критикой или злобой. Когда сплетня превращается в злословие, она принимает на себя «скучный оттенок морали», что указывает на то, что ее цель — не просто передача информации, а нанесение вреда, унижение или осуждение другой личности. Здесь мы видим негативный подтекст, который включает в себя моральное осуждение и намерение причинить боль.

Таким образом, Уайльд демонстрирует, что хотя обе формы общения могут быть связаны с обсуждением других людей, мотивация и эмоциональный контекст этих разговоров играют ключевую роль. Сплетня может быть безобидной, тогда как злословие насыщено негативом и критиканством, что делает его более серьезным и разрушительным.

Доп. информация по афоризму


Основанием всякой клеветы является уверенность в безнравственности.

О. Уайльд

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Оскара Уайльда подчеркивает, что клевета часто возникает из убеждения, что другие люди действуют безнравственно или аморально. То есть, тот, кто клевещет, предполагает, что его жертва не обладает моральными принципами, и это доверие к безнравственности становится основанием для распространения ложной информации о ней.

Смысл этой цитаты можно интерпретировать как критику предвзятости и недоверия, которые могут привести к злонамеренным действиям. Уайльд намекает на то, что разочарование в морали и человечности может толкать людей на клевету, не думая о последствиях своих слов и действий.

Таким образом, произнося эту фразу, Уайльд указывает на то, что моральные представления о других играют критическую роль в формировании нашего поведения и в том, как мы оцениваем и интерпретируем действия других людей. Это выражение также поднимает важные вопросы о доверии, морали и ответственности в обществе.

Доп. информация по афоризму


От злословия клеветника есть только одно спасение: обратить клевету в самоосуждение.

Тихон Задонский

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Тихона Задонского можно интерпретировать как призыв к внутренней работе над собой в ответ на негативную реакцию окружающих. Смысл выражения заключается в том, что когда мы сталкиваемся с злословием и клеветой, основной способ справиться с этим – не отвечать агрессией и не вовлекаться в конфликт, а преобразовать негатив в самоосознание и анализ.

Обратить клевету в самоосуждение означает, что мы можем использовать критику и ложные обвинения как возможность для саморазмышления. Вместо того чтобы противостоять клевете или страдать от нее, мы можем задать себе вопросы: что это говорит о нас? Есть ли в словах врагов доля правды? Как мы можем улучшить себя и свои поступки?

Таким образом, это выражение предлагает конструктивный подход к конфликтам и злословию: вместо того чтобы убегать от них или сражаться, стоит обратить внимание на собственные недостатки и возможности для личностного роста.

Доп. информация по афоризму


Клевета — ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, — есть лучшая школа добра.

Л. Н. Толстой

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Льва Толстого можно рассматривать как глубокое размышление о природе клеветы и зла. Клевета, как он её описывает, представляет собой не просто ложное утверждение, но и некое искажение мнений, которое может причинить вред человеку. Однако Толстой утверждает, что именно в таких ситуациях, когда человек сталкивается с несправедливостью и клеветой, он получает возможность научиться добру.

Смысл этой мысли заключается в том, что через преодоление трудностей и страданий, вызванных клеветой, человек может развивать в себе качества, такие как терпение, сострадание и внутреннюю силу. Оправдаться перед обществом или побороть ложные мнения не всегда возможно, но через эти испытания человек имеет шанс стать лучше, осознать важность истины и справедливости.

Таким образом, Толстой трансформирует негативный опыт в нечто позитивное — возможность стать мудрее и добрее. Он говорит о том, что зло и несправедливость могут служить catalyst'ом для личностного роста и морального развития.

Доп. информация по афоризму


Всякая клевета получает только больше значения от возражений на нее.

Л. Н. Толстой

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Льва Толстого подразумевает, что клевета или ложные обвинения зачастую приобретают большую значимость и влияние, когда на них активно реагируют и опровергают. Смысл заключается в том, что чем больше внимания мы уделяем ложным утверждениям, тем больше мы даем им силу и возможность распространения.

Когда люди вступают в полемику с клеветой, они могут неосознанно упрочнить ее в сознании других людей. Вместо того чтобы игнорировать или минимизировать ложные обвинения, реакция на них может привести к тому, что слухи становятся более заметными и воспринимаемыми. В таком контексте, лучшее решение иногда заключается в том, чтобы не обращать внимания на недостоверные обвинения, давая возможность им затихнуть по мере потери интереса.

Таким образом, данное выражение отражает одну из важных концепций о том, как общественное мнение формируется и как информация может распространяться в обществе. Это также подчеркивает значимость мудрого и взвешенного подхода к конфликтам и спорам.

Доп. информация по афоризму


Клевета является лишь своеобразной оценкой больших размеров творимого.

Н.К. Рерих

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Николая Рериха можно интерпретировать как размышление о том, что клевета и негативные оценки, направленные на человека или его деятельность, часто возникают из-за страха, зависти или непонимания его успехов и достижений.

Рерих, как художник и философ, подчеркивает, что высота творческих или жизненных усилий может вызывать у окружающих реакцию в форме критики или клеветы. Люди, наблюдая за чьими-то успехами, могут испытывать чувство неудовлетворенности или неполноценности, что и приводит к негативным высказываниям. Таким образом, клевета — это своего рода индикатор значимости или масштаба достигнутого, с одной стороны, и демонстрация недостатков самих людей, которые ее порождают, с другой.

Этот взгляд на клевету может служить утешением для тех, кто сталкивается с критикой. Он подчеркивает, что негативные оценки не всегда отражают реальную ценность человека или его труда, а скорее свидетельствуют о внутреннем состоянии тех, кто критикует.

Доп. информация по афоризму


Есть оружие страшнее клеветы. Это — истина.

Ш. Талейран

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение "Есть оружие страшнее клеветы. Это — истина" принадлежит французскому государственному деятелю Талейрану, и его смысл можно трактовать в несколько ключевых аспектов.

Во-первых, это утверждение подчеркивает мощь истины как фактора, способного разрушить ложь и клевету. Клевета, хоть и является злонамеренным распространением лжи, имеет ограниченное действие — её влияние можно смягчить или опровергнуть. Однако истина, как нечто объективное, имеет большую силу; она способна привести к изменениям, развенчать ложные представления и даже восстанавливать репутацию.

Во-вторых, выражение также намекает на то, что истина — это сложное и иногда болезненное понятие. Иногда правда может быть ужасной и даже разрушительной, и её открытие может вызвать больше страданий, чем любое обвинение или клевета. Это подчеркивает моральную ответственность, которую несут люди, стремящиеся донести истину: иногда нужно выбирать, насколько важна правда и как она может отразиться на жизни других.

Таким образом, фраза Талейрана поднимает важные вопросы о природе истины, её влиянии на общество и личности, а также о последствиях, которые может иметь как клевета, так и открытие правды.

Доп. информация по афоризму


Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения.

Марк Аврелий

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Аврелия Марка Антонина говорит о парадоксальной связи между самолюбием и зависимостью от мнения окружающих. Если человек уделяет слишком много внимания своим желаниям, потребностям и самовосприятию, он начинает оценивать себя через призму мнений других людей.

Смысл в том, что высокая самооценка и любовь к себе не должны зависеть от внешних факторов и оценок. Когда личность ставит свое «я» в центр и начинает ковыряться в своем самомнении, она становится уязвимой и зависимой от одобрения других. Это может привести к постоянному стремлению удовлетворять чужие ожидания, что, в свою очередь, может подрывать истинное самовыражение и внутреннюю свободу.

Таким образом, эта фраза напоминает о необходимости находить баланс между любовью к себе и уважением к себе, не основывая свое «я» на мнении окружающих. Это своего рода предостережение о том, что истинная самодостаточность и уверенность в себе не должны зависеть от внешних оценок.

Доп. информация по афоризму


Молва — это бедствие, которое растет по мере своего распространения.

Вергилий

Oбъяснение афоризма:

Выражение Вергилия "Молва — это бедствие, которое растет по мере своего распространения" можно интерпретировать как предостережение относительно силы слухов и неправдивой информации. Здесь под "молвой" подразумевается сплетня или слух, который, начавшись с небольшой, возможно, частично правдивой основы, трансформируется и искажается в процессе дальнейшего распространения.

Смысл этой фразы заключается в следующем:

  1. Эффект Усиления: Слухи имеют свойство усиливаться и обрастать новыми деталями по мере их передачи от одного человека к другому. Каждый новый рассказчик может добавлять свои интерпретации или искажения, что в итоге приводит к значительному ухудшению правдивости первоначальной информации.

  2. Негативные Последствия: Молва часто влечет за собой социальные, эмоциональные и даже юридические последствия. Она может испортить репутацию, вызвать недопонимания или конфликты, как для отдельных людей, так и для больших групп или обществ.

  3. Ограниченная Контрольность: Как только слух распространился, его становится трудно контролировать. Запрет на обсуждение подобной информации или попытки опровергнуть ее могут лишь усиливать интерес и поддерживать молву.

Таким образом, данное выражение является предупреждением о внимательности к тому, что мы сообщаем и каким образом воспринимаем информацию, особенно в условиях, когда слухи могут легко выйти из-под контроля и причинить значительный вред.

Доп. информация по афоризму


Молва — это слава без почести.

П. Буаст

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение "Молва — это слава без почести" относится к философским размышлениям о природе славы и общественного мнения. Пьер Буаст, французский поэт и мыслитель XVII века, подчеркивает, что молва (слава) может существовать в обществе без реальных заслуг или признания.

Смысл этой фразы заключается в том, что слава, которая основана только на слухах и общественных представлениях, не является истинной и стойкой. Она может быть мимолетной, поверхностной и не всегда отражает истинные достоинства человека.

Таким образом, автор пытается показать, что настоящая слава должна быть связана с почестями, признанием и уважением, основанным на реальных действиях и достижениях. Молва же, будучи лишь сказкой общества, может быть как положительной, так и отрицательной. В конечном итоге, более важно, как ведет себя человек и какие реальные достижения у него есть, чем то, что о нем говорят.

Доп. информация по афоризму


Безмерное презрение порождает у презираемого чувство собственного величия.

В. Гюго

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Виктора Гюго отражает глубокую психологическую и социальную динамику, связанную с отношениями власти и самовосприятием.

Смысл фразы можно рассмотреть с разных сторон:

  1. Презрение и его последствия: Когда кто-то испытывает безмерное презрение к другому, это презрение может стать для презираемого своего рода «катализатором» для формирования у него чувства собственного величия. Таким образом, нежелание презирающего признать ценность другого человека может, парадоксальным образом, привести к тому, что этот человек найдет в себе силы и мотивацию стремиться к большему.

  2. Психология презираемого: Чувство собственного величия может возникнуть как реакция на унижение. Презираемый находит в себе внутренние ресурсы для борьбы с презрением, что может подтолкнуть его к самоутверждению и росту, как в личностном, так и в социальном плане.

  3. Экзистенциальный аспект: На более глубоком уровне цитата может быть истолкована как комментарий к человеческой природе и стремлению к уважению. Людям важно чувствовать свою ценность, и даже негативные эмоции, такие как презрение, могут вызвать у них стремление к самосовершенствованию.

Таким образом, это выражение Гюго указывает на сложную природу взаимосвязи между презрением и самосознанием, подчеркивая, что негативные переживания могут привести к положительным изменениях в восприятии себя.

Доп. информация по афоризму


Прислушайся к упреку дурака. Это для тебя королевский титул.

У. Блейк

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Уильяма Блейка можно интерпретировать как призыв к вниманию к критике или упрекам, даже если они исходят от тех, кого принято считать "дураками". Блейк здесь указывает на то, что, даже если источник критики может показаться незначительным или некомпетентным, важно извлекать уроки из любых поступков или слов, которые затрагивают наши действия.

Фраза "это для тебя королевский титул" может подразумевать, что критика, даже если она идет от "дурака", несет в себе определенную ценность или значимость. Это призыв к смирению и открытости: иногда важные уроки приходят из неожиданных источников, и игнорировать их — значит упустить возможность для роста и самосовершенствования.

Таким образом, смысл выражения заключается в том, что стоит прислушиваться к мнениям и замечаниям, даже если они кажутся неуместными. В этом контексте любая критика может быть инструментом для личной трансформации и самосознания.

Доп. информация по афоризму