Идеология

Найдено цитат по теме: 31

Мелкобуржуазный спальный гарнитур, который "обычный человек" покупает, как только у него появляются средства (даже при всей его революционности в других отношениях); последующее угнетение жены, даже если он коммунист; "приличный" выходной костюм; умение "правильно" танцевать и множество других "банальностей" оказывают несравнимо большее влияние при ежедневном повторении, чем тысячи революционных митингов и листовок.

В. Райх

Oбъяснение афоризма:

В данном крылатом выражении Вильгельм Райх поднимает важную тему влияния обыденной жизни и повседневной культуры на человека, особенно в контексте революционных идей и социальных изменений.

Фраза "мелкобуржуазный спальный гарнитур" символизирует обыденные, зачастую обulturные аспекты жизни, которые приобретают большую значимость и вес в сознании "обычного человека". Это говорит о том, что, несмотря на наличие революционных идей и приверженность к коммунистическим или социальным идеалам, личная и бытовая жизнь может затмевать эти идеи, так как повседневные привычки и потребности оказывают более сильное влияние на поведение и мировосприятие индивидуума.

Кроме того, Райх подчеркивает, что даже те, кто считают себя революционерами, могут быть подвержены мелкобуржуазным ценностям: угнетение жены в рамках традиционных гендерных ролей, стремление к внешнему благополучию и соответствию социальным нормам (например, "приличный" выходной костюм) становятся частью их жизни.

Таким образом, здесь можно усмотреть критику поверхностного понимания революции. Насколько бы мощными ни были идеи, важно, чтобы они соответствовали образу жизни человека. Последствия этого противоречия могут служить препятствием для реальных изменений в обществе, так как повседневные привычки и ритуалы оказываются более влиятельными и стабилизирующими факторами, чем теоретические дискуссии и политические действия.

Райх призывает к тому, чтобы вместо того, чтобы только говорить о революции, нужно понимать и менять повседневную жизнь, поскольку именно она формирует наше сознание и поведение.

Доп. информация по афоризму


Идея конца идеологии сама есть идея чисто идеологическая, есть идея западной идеологии, которая в полном соответствии с общими законами идеологии лишь себя считает истиной, а другие формы идеологии — ложью и даже преступлением.

А. Зиновьев

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Александра Зиновьева поднимает важные вопросы о природе идеологии и её роли в обществе. В первую очередь, оно касается идеи о том, что на Западе существует представление о "конце идеологии", которое подразумевает, что в современном мире, особенно после падения социалистических режимов, идеологические конфликты исчерпаны, и единственным приемлемым мировоззрением остается либеральная демократия.

Зиновьев указывает на противоречие в этом убеждении. Он утверждает, что сама идея "конца идеологии" является не чем иным, как частью западной (линейной) идеологии. То есть, те, кто придерживается этой идеи, рассматривают её как универсальную истину, а все другие идеологические подходы — будь то социализм, коммунизм или другие альтернативные системы — отрицаются и рассматриваются как ложные или даже преступные. Это создает ситуацию, в которой одна идеология (западная) заявляет о своей превосходстве и праве на определение, что такое истина, а что — заблуждение.

Таким образом, Зиновьев критикует не только саму идею "конца идеологии", но и тоталитарный подход, при котором одна идеология навязывает свои принципы остальному миру, подавляя альтернативные идеи и мнения. Это подчеркивает важность разнообразия идеологических взглядов и необходимость диалога между ними.

Смысл этого выражения можно свести к тому, что идеология всегда будет присутствовать в обществе, и отказ от разнообразия идей может привести к новым формам доминирования и подавления, даже если это делается под благовидным предлогом "правоты" одной из идеологий.

Доп. информация по афоризму


Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, сражаясь за великую идею.

С.А. Есенин

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Сергея Есенина отражает глубокую мысль о ценности жизни, наполненной борьбой за высокие идеалы. Здесь поэт подчеркивает, что те, кто пожертвовал своей жизнью ради великой цели, например, ради справедливости, свободы или других значимых идеалов, вызывают у него не только уважение, но и зависть.

Смысл заключается в том, что такая жизнь, полная борьбы и усилий, наполнена смыслом и значимостью. Есенин, как поэт, искал глубину и искренность в человеческих чувствах и переживаниях, и завидует тем, кто "провел жизнь в бою", поскольку считается, что такая жизнь более значима, чем простое существование. Это выражение также намекает на то, что иногда борьба и жертва ради высших целей могут дать человеку ощущение полноты жизни и удовлетворения.

Таким образом, крылатое выражение можно рассматривать как призыв к активной жизни, к стремлению к высокому и значимому, что позволяет человеку оставить след в истории и обрести внутренний мир.

Доп. информация по афоризму


Худшая реклама социализма (как и христианства) — его приверженцы.

Д. Оруэлл

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Джорджа Оруэлла "Худшая реклама социализма (как и христианства) — его приверженцы" поднимает важный вопрос о том, как действия и поведение сторонников той или иной идеологии могут негативно влиять на восприятие самой этой идеологии.

  1. Парадокс приверженцев: Оруэлл намекает на то, что многие сбои, злоупотребления и лицемерие среди приверженцев социализма (или христианства) могут создать негативное представление о самой идее. Например, если сторонники социализма действуют коррумпированно или угнетают других, это может привести к обоснованной критике социализма как такового, даже если его основные принципы направлены на справедливость и равенство.

  2. Лицемерие и пороки: Часто люди, которые выступают за идеальные ценности, могут сами не следовать им в своём поведении. Это лицемерие разочаровывает тех, кто ищет подлинное стремление к улучшению общества и может оттолкнуть их от идеи.

  3. Общественное восприятие: Оруэлл также указывает на более широкое общественное восприятие и на то, что идеология может восприниматься сквозь призму действий её приверженцев. Это поднимает вопрос о том, как на самом деле работает связь между идеями и теми, кто их пропагандирует.

  4. Критика идеологий: В конечном итоге эта мысль также служит критикой самого явления идеологии — она напоминает нам о том, что идеальная идея требует идеальных сторонников. При этом не учитывается, что идеи часто интерпретируются и реализуются по-разному.

Таким образом, выражение Оруэлла служит увлекательной и важной критикой как социализма, так и христианства, призывая к более глубокому анализу того, как собственные действия продвигают или подрывают их букву и дух.

Доп. информация по афоризму


Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами.

К. Маркс

Oбъяснение афоризма:

Выражение Карла Маркса "Оружие критики не может, конечно, заменить критику оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" можно разобрать на несколько ключевых моментов.

  1. Разделение критики и материальной силы: Первую часть выражения можно интерпретировать как указание на то, что интеллектуальная критика, то есть критика идей и теорий, не может заменить физическую борьбу и действия. В определённых условиях, например, в политических конфликтах или социальной борьбе, материальные силы (например, армии, механизмы власти и пр.) могут быть эффективны только против других материальных сил.

  2. Влияние теории: Вторая часть фразы подчеркивает, что теории и идеи могут стать мощной силой, если они находят отклик и поддержку у масс. То есть, теория сама по себе не является материальной силой, пока не начинает активно действовать в обществе и не mobilизует людей к действию. Как только идеи начинают воздействовать на сознание коллективов, они становятся фактором, который может изменять реальность.

  3. Взаимосвязь между идеологией и практикой: Таким образом, данное выражение акцентирует внимание на важности взаимосвязи между идеологией и практическими действиями. Важно, что идеи, действуя в рамках общества и общественных изменений, могут оказывать такое же влияние, как и материальные действия.

Такое понимание выражения Маркса подчеркивает, что для достижения изменений в мире порой недостаточно только теоретических изысканий — необходима также готовность к практическим действиям, основанным на этих идеях. Это также подчеркивает важность общественной поддержки и признания теорий, чтобы они смогли повлиять на реальные изменения.

Доп. информация по афоризму


Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

К. Маркс

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Карла Маркса "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его" отражает его критику традиционной философии и её часто абстрактный характер. Маркс считал, что философы в течение многих веков занимались переосмыслением и интерпретацией существующей реальности, но при этом не предлагали активных шагов для ее преобразования.

В этом выражении он подчеркивает необходимость не просто теоретического осмысления мира, но и практического вмешательства в него. Для Маркса, действительная философия должна быть связано с практикой, целью которой является улучшение жизни людей, изменение социально-экономических условий и борьба с угнетением.

Таким образом, Маркс призывает к переходу от чисто теоретических рассуждений к действиям, которые способны привести к реальным изменениям в обществе. Это выражение служит своего рода манифестом практического подхода к философии и подчеркивает важность социальной справедливости и активной гражданской позиции.

Доп. информация по афоризму


Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать «общественное мнение» в пользу буржуазии.

В.И. Ленин

Oбъяснение афоризма:

Эта цитата Владимира Ленина отражает его критику капиталистического общества и его взгляд на отношения между экономикой и обществом. Давайте разберем её по частям.

  1. "Свобода печати" — здесь Ленин говорит о важности свободы выражения и печати в обществе. На первый взгляд, свобода печати может рассматриваться как основополагающий элемент демократического общества, который позволяет свободно выражать мнения, делиться информацией и критиковать власть.

  2. "во всем мире, где есть капиталисты" — Ленин акцентирует внимание на капиталистической системе, в которой средства производства и большая часть ресурсов находятся в руках частных собственников (капиталистов). В таком контексте свобода печати становится подверженной влиянию тех, кто контролирует экономические ресурсы.

  3. "есть свобода покупать газеты, покупать писателей" — здесь он указывает на то, что в капиталистическом обществе неравенство в доступе к информации и её производству. Капиталисты могут финансировать СМИ, влиять на содержание публикаций и формировать общественное мнение в своих интересах, что приводит к искажению объективности.

  4. "подкупать и покупать и фабриковать «общественное мнение» в пользу буржуазии" — Ленин подчеркивает, что действительно свободная печать в таких условиях может быть не более чем иллюзией. Общественное мнение может быть "фабриковано" с целью поддержать интересы буржуазии (представителей капиталистического класса), манипулируя сознанием масс.

В целом, Ленин критически оценивает свободу печати в условиях капитализма, утверждая, что эта свобода существует лишь в рамках того, что выгодно капиталистам, и служит для поддержания их власти и интересов. Его мысль звучит как предупреждение о том, что средства массовой информации могут стать инструментом манипуляции и контроля, а не истинного отражения общественных интересов.

Доп. информация по афоризму


Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу.

И. Гете

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Иоганна Вольфганга Гёте "Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу" можно рассматривать как метафору для смелости в мышлении и творчества.

В этой фразе Гёте подчеркивает важность рискованных, неординарных идей, которые могут вызвать сомнения или критику. Передовые шашки — это идеи, которые идут наперед, бросая вызов традиционным взглядам и, возможно, не принося немедленного успеха или даже подвергаясь разрушению. Тем не менее, именно благодаря этим идеям и риску создается возможность для более крупных побед и достижений в будущем.

Таким образом, выражение призывает к смелости в поисках новых решений и концепций, даже если эти усилия могут привести к неудачам. Это также отражает широкий философский принцип, который часто присутствует в истории научных и художественных открытий: для достижения значительного прогресса необходимо быть готовым к риску и преодолению трудностей.

Доп. информация по афоризму


Социализм восторжествует, но не потому что прав, а потому что борющиеся с ним не правы.

П.Я. Чаадаев

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Петра Яковлевича Чаадаева содержит в себе глубокую философскую и историческую идею о том, что победа той или иной идеологии или системы не всегда обусловлена ее правотой или лучшими качествами, а может быть вызвана тем, что противостоящие силы не в состоянии предложить эффективную альтернативу или же не способны справиться с вызовами времени.

Таким образом, Чаадаев, как философ, подчеркивает, что история и социальные изменения часто следуют не логике-истине, а реальным обстоятельствам, внутренним конфликтам и противоречиям. Это выражение можно воспринимать как предостережение от самодовольства тех, кто противостоит социализму, а также как напоминание о том, что критика обязательна и важна, но ее результаты зависят не только от аргументов, а и от контекста, в котором ведется борьба идей.

В более широком смысле Чаадаев мог также намекать на то, что в политике и экономике истинный успех требует не только правоты, но и способности организовать, адаптироваться и преодолевать противоречия. Таким образом, он ставит вопрос о легитимности победы и значении идеологических конфликтов в истории.

Доп. информация по афоризму


Самые тихие слова суть именно те, которые приносят бурю. Мысли, приходящие как голубь, управляют миром.

Ф. Ницше

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Фридриха Ницше отражает глубокую философскую мысль о том, что на первый взгляд тихие и незаметные идеи могут иметь огромное влияние на мир. Ницше указывает на то, что самые сильные перемены часто начинаются с тонких, едва слышимых голосов, которые могут быть неочевидными, но несут в себе потенциал для значительных изменений.

Фраза "самые тихие слова суть именно те, которые приносят бурю" подчеркивает, что великие идеи, которые способны вызвать перемены и кризисы, могут быть сначала незаметными или не сразу принятыми обществом. Это может относиться к философским концепциям, социальным движениям или даже личным откровениям — их влияние может не ощущаться мгновенно, но со временем они способны изменить течение истории.

Вторая часть выражения, "мысли, приходящие как голубь, управляют миром", символизирует мирные и тихие идеи как важнейший фактор в содержании изменений. Здесь голубь ассоциируется с миром и надеждой, и подчеркивает, что именно эти продуманные, спокойные и мудрые размышления могут формировать процессы, которые в конечном итоге меняют общество.

Таким образом, можно сказать, что Ницше поднимает вопрос о важности внутренней работы ума и силы тихих идей — они могут стать катализатором больших социальных и культурных преобразований.

Доп. информация по афоризму


Идеи могут быть обезврежены только идеями.

О. Бальзак

Oбъяснение афоризма:

Фраза "Идеи могут быть обезврежены только идеями", принадлежащая Онору де Бальзаку, предполагает, что противостояние различным идеям, концепциям или убеждениям требует использования других идей, а не насилия, подавления или физической силы. В этом выражении акцент сделан на значении интеллектуального обсуждения, аргументации и обмена мнениями в борьбе за правду и справедливость.

Смысл заключается в том, что идеи, будь то хорошие или плохие, имеют силу, и их можно оспаривать или корректировать лишь с помощью других идей. Это подчеркивает важность диалога и критического мышления в обществе, где идеи могут влиять на восприятие и поведение людей.

Таким образом, фраза отражает философский взгляд на важность размышлений и дискуссий как инструментов для достижения понимания и решения конфликтов. Вместо того чтобы прибегать к насилию или подавлению, общество должно обращаться к разуму и дискуссии для разрешения идеологических споров.

Доп. информация по афоризму


Можно сломать шпагу, нельзя истребить идею.

В. Гюго

Oбъяснение афоризма:

Выражение "Можно сломать шпагу, нельзя истребить идею" принадлежит французскому писателю Виктору Гюго и отражает важную философскую и социальную мысль о силе идей по сравнению с физическим насилием.

Смысл этой фразы заключается в том, что физические средства борьбы и оружие могут уничтожить людей и их материальные носители, но идеи, убеждения и идеалы имеют свойство сохраняться и передаваться, даже когда они сталкиваются с репрессиями или жестокими действиями. Идеи могут вдохновлять, объединять людей и оставаться живыми в сознании и сердцах последователей, даже если они подвергаются гнёту.

Таким образом, Гюго подчеркивает, что истинная сила заключается не в физической власти или насилии, а в идеях и социальных ценностях, которые способны изменить мир. Это утверждение также напоминает о том, что искоренение идеи невозможно, и даже самые жестокие попытки подавить ее только укрепляют желание людей бороться за нее.

Доп. информация по афоризму


Чтобы оплодотворить борозду, где прозябает будущность свободных народов, нет надобности проливать кровь — достаточно распространять идеи.

В. Гюго

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Виктора Гюго о том, что "чтобы оплодотворить борозду, где прозябает будущность свободных народов, нет надобности проливать кровь — достаточно распространять идеи", имеет глубокий философский и общественно-политический смысл.

В этом высказывании Гюго подчеркивает важность идей и их силу в преобразовании общества. Он оспаривает мнение о том, что для достижения изменений и прогресса нужно прибегать к насилию и кровопролитию. Вместо этого он акцентирует внимание на том, что распространение идей, просвещение и воспитание граждан могут привести к более устойчивым и мирным преобразованиям.

Смысл выражения может быть рассмотрен в нескольких аспектах:

  1. Сила идей: Идеи имеют огромную мощь и способны вдохновлять людей, вести их к изменениям и преобразованиям, не прибегая к насилию. Это напоминает о том, что культура, наука и философия могут быть более эффективными инструментами изменения общества, чем революция или война.

  2. Будущее народов: Гюго говорит о "будущности свободных народов", подразумевая, что настоящая свобода и прогресс зависят от осознания и распространения гуманистических и демократических идей.

  3. Мирный путь изменений: Этот подход освещает идею о том, что изменения в обществе могут быть достигнуты путем диалога, образования и пропаганды прогрессивных идей вместо насильственных методов.

В целом, Гюго призывает к тому, чтобы люди были активны в распространении и отстаивании своих идеалов, подчеркивая, что истинный прогресс не должен достигаться через кровь и разрушение, а через свидетельство о высоких идеалах и ценностях.

Доп. информация по афоризму


Во всякую эпоху действует одна какая-нибудь идея, более могущественная, чем всякая другая, сообщающая известную форму событиям и определяющая их конечный результат.

Г. Бокль

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Генри Томаса Бокля подчеркивает важность идей и концепций в формировании исторических событий и процессов. Оно говорит о том, что в каждой исторической эпохе существует dominante идея, которая оказывает влияние на то, как происходят события, и каким образом они развиваются.

Смысл этого высказывания можно разобрать на нескольких уровнях:

  1. Идеи как движущая сила: Бокль указывает на то, что идеи могут быть более могущественными, чем материальные силы. Это означает, что философские, моральные или политические концепции способны значительно влиять на исторические развитии и изменения в обществе.

  2. Форма и результат: Выражение говорит о том, что идея задает «форму» событиям, то есть определяет, как именно они будут развиваться. Таким образом, если мы изменим главную идею в обществе, мы можем изменить ход истории.

  3. Исторический контекст: Оно также напоминает нам о том, что понимание текущих событий требует анализа идей, которые доминируют в данный момент. Мы должны учитывать философские, культурные и социальные контексты, чтобы лучше понять, почему происходят те или иные событий.

Таким образом, данное выражение подчеркивает значение идей в истории и их роль в формировании общества и его исторического пути. Это основополагающая концепция для философского и исторического анализа, который помогает нам вдумчиво подходить к вопросам о том, что влияет на нашу жизнь.

Доп. информация по афоризму


Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.

В.Г. Белинский

Oбъяснение афоризма:

Выражение "Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова" принадлежит выдающемуся русскому литературному критику и мыслителю Виссариону Белинскому. Его смысл можно рассмотреть через несколько ключевых аспектов.

  1. Идеи vs. Слова: Белинский подчеркивает, что идеи являются более значимыми и устойчивыми по сравнению с просто словами. Слова могут быть пустыми, они могут легко меняться, их можно произносить без глубокого понимания. В отличие от этого, идеи — это более глубокие концепты, которые формируют ценности, мировоззрения и представления людей.

  2. Власть идей: Идеи имеют способность влиять на умы и сердца людей, изменять общественные установки и даже приводить к социальным преобразованиям. Именно идеи, стоящие за словами, могут вдохновлять и мотивировать людей действовать, создавая долгосрочные изменения.

  3. Исторический контекст: Белинский активно выступал за развитие общественных и культурных идей в России своего времени. Он считал, что именно через идеи можно построить более справедливое и гуманное общество. Поэтому власть идей, по его мнению, превосходит временные и поверхностные слова.

  4. Философский аспект: Выражение также затрагивает философские вопросы о том, как мы понимаем истину, знание и действие. Идеи формируют наше сознание и, следовательно, влияют на общественную жизнь. Это отражает ключевые проблемы в философии, связанные с отношением между мышлением и действием.

Таким образом, эта фраза акцентирует внимание на важности устойчивых, глубоких идей, которые имеют истинную власть и влияние на общество, в отличие от поверхностных высказываний.

Доп. информация по афоризму


Какой поток представляют собой идеи! Как быстро затопляют они все, что призваны разрушить и поглотить, и с какой скоростью прорывают они страшные пропасти!

В. Гюго

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Виктора Гюго подчеркивает мощь и непредсказуемость идей. Он использует метафору потока, чтобы показать, что идеи могут внезапно возникнуть и приобрести огромную силу, способную разрушить старые устои и концепции.

Смысл заключается в том, что идеи не просто существуют в вакууме — они могут оказывать сильное влияние на общество и индивидуумов, затопляя все на своем пути. Гюго также намекает на то, что идеи могут провоцировать глубокие изменения, порой не поддающиеся контролю, заставляя нас сталкиваться с серьезными последствиями и открывая «пропасти» новых возможностей и вызовов.

Таким образом, данное выражение является предостережением о том, как идеи способны изменять мир, и о необходимости быть внимательными к их зарождению и развитию, ведь они могут привести как к прогрессу, так и к разрушению.

Доп. информация по афоризму


Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?

Ф.М. Достоевский

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Фёдора Достоевского затрагивает важную философскую тему – основополагающие ценности и моральные принципы, которые должны руководить действиями и взаимодействием людей в обществе.

Когда Достоевский говорит о "первоначальной великой идее нравственной", он подчеркивает, что любые гражданские цели, будь то социальные изменения, политические реформы или другие устремления, должны основываться на глубоких моральных ценностях. Иначе, без этого морального фундамента, попытки объединить людей могут привести к хаосу или к моральной деградации.

Другими словами, для достижения любых значимых целей важно иметь под собой этическую основу, которая будет направлять и вдохновлять людей. Без нее взаимодействие становится поверхностным и может привести к манипуляциям, конфликтам и недопониманиям, поскольку мотивация людей становится произвольной и неэтичной.

Таким образом, Достоевский, как философ и писатель, призывает к осознанному подходу к нравственности как к основополагающему элементу для достижения общественных и гражданских целей, подчеркивая, что без заботы о нравственном содержании тропа к цели может оказаться пустой и даже разрушительной.

Доп. информация по афоризму


Идеи гремят на весь мир громче пушек. Мысли могущественнее армий. Принципы одержали больше побед, чем конница и колесница.

Неизвестный автор

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение акцентирует внимание на силе идей и принципов в сравнении с материальной силой, такой как армии и военная техника. Основной смысл заключается в том, что изменения в обществе и истории чаще всего происходят благодаря идеям, которые вдохновляют людей, формируют их мышление и побуждают к действиям.

Фраза «Идеи гремят на весь мир громче пушек» подчеркивает, что мощные идеи могут вызвать значительные изменения и перевороты в обществе больше, чем любые военные конфликты. Мысли и концепции оказывают влияние на умы людей, формируют их мировоззрение и мотивацию, что, в свою очередь, может изменить ход истории.

Фраза «Мысли могущественнее армий» указывает на то, что иногда даже небольшая группа людей с сильной идеей может изменить целые нации или даже мир, в то время как численное превосходство армии не всегда приводит к победе.

Наконец, «Принципы одержали больше побед, чем конница и колесница» говорит о том, что универсальные ценности и моральные принципы способны повлиять на судьбы и исцеляют конфликты лучше, чем военная сила. Это выражение вдохновляет на мысль о том, что борьба за справедливость, свободу и равенство — это те «битвы», которые имеют гораздо большее и долговечное значение, чем физическое воздействие.

В итоге, эта фраза является призывом к ценности идей, которые могут формировать общество и приводить к изменениям больше, чем любые оружия и армий.

Доп. информация по афоризму


Судить о целой идее по тому мизерному ее направлению, которое перед нашими глазами, так же нелепо и несправедливо, как судить о целом состоянии по худшему его представителю.

Д.И. Писарев

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Дмитрия Писарева подчеркивает важность правильного восприятия и оценки идей, явлений или людей. Оно указывает на то, что не следует делать обобщения или судить о целом, основываясь на малом, незначительном или негативном примере.

Первый часть выражения говорит о том, что оценивать целую идею по одному её аспекту или проявлению — это не только несправедливо, но и нелепо. Аналогично, нельзя судить о состоянии целой группы, общества или направленности мысли, основываясь лишь на худших представителях, которые могут искажать общее представление.

В философском контексте это напоминает об ошибке обобщения и важности критического мышления. Писарев, как представитель русской философии и литературы, акцентирует внимание на том, что необходимо подходить к оценке любых вопросов с учетом большего контекста, избегая поверхностных и недальновидных суждений. Это выражение можно рассматривать как призыв к более глубокому и обоснованному анализу, что является важным аспектом философского подхода.

Доп. информация по афоризму


Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным.

Ж. Ренан

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Ренана подчеркивает сложность и неоднозначность процесса достижения успеха. Давайте разберем его на части.

  1. "Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах" - эта фраза говорит о том, что за любыми значительными достижениями стоит цена. Эта цена может быть в виде потерянного времени, усилий, ресурсов или даже моральных компромиссов. Чтобы реализовать свои идеи или цели, необходимо быть готовым к определенным жертвам—это может быть отказ от личного комфорта, общение с людьми, которые не поддерживают ваши идеи, или даже более серьезные потери.

  2. "из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным" - здесь речь идет о том, что в процессе борьбы, будь то личные, профессиональные или социальные конфликты, неизбежно возникают поражения, сомнения и ошибки. Это делает человека "запятнанным", или же оставляет на нем следы, которые могут включать в себя моральные выборы или последствия своих действий.

Таким образом, через это выражение Ренан утверждает, что успех и борьба – это нечто, что всегда связано с определёнными потерями и трудными выборами. Человек, стремящийся к успеху, должен осознавать, что каждое решение имеет свои последствия и что идеалы часто требуют жертв. Это также заставляет задуматься о природе человеческих действий и о том, что истинная мораль, возможно, не всегда совпадает с достижением успеха.

Доп. информация по афоризму


Истинная идея не требует позволения: она мало заботится о том, признается ли ее право или нет. Христианство не нуждалось ни в свободе печати, ни в свободе собраний, чтобы покорить мир.

Ж. Ренан

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Ренана подчеркивает идею о том, что истинные и глубокие идеи, такие как христианство, обладают собственной силой и жизнеспособностью, вне зависимости от политической или социальной среды, в которой они развиваются.

Один из основных смыслов заключается в том, что подлинные идеи не зависят от внешних условий, таких как свобода слова или возможность организовываться. Они могут распространяться и действовать даже в условиях жестких ограничений. Это намекает на то, что истина имеет свою внутреннюю силу, которая позволяет ей преодолевать преграды.

Ренан обращает внимание на исторические факты, когда христианство, возникшее в условиях полного контроля и преследования, смогло завоевать мир и изменить культуру и мышление людей. Таким образом, он ставит под сомнение традиционные представления о том, что для распространения идей необходима политическая свобода или поддержка властей.

В более глубоком смысле это также может восприниматься как философское утверждение о важности и стойкости идей. Истинные убеждения, основывающиеся на глубоком понимании человеческой судьбы и поиске смысла, могут преодолеть любые ограничения и вести к культурным преобразованиям.

Доп. информация по афоризму


Ложные идеи походят на неправильные камни, которые не могут идти на постройку здания.

Б. Фонтенель

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Бернара Ле Бовье де Фонтенеля передает мысль о том, что ложные идеи и заблуждения, подобно ненадежным камням, не способны служить основой для чего-либо устойчивого и конструктивного. В философском контексте это может означать, что знание и понимание должны основываться на истинных, проверенных фактах и идеях, иначе любые конструкции (будь то теории, суждения или даже жизненные решения) окажутся хрупкими и могут рухнуть.

Фонтенель подчеркивает важность критического мышления и научного подхода. Именно правильное исследование и понимание основополагающих принципов позволят создать надежные теории и идеи, которые смогут выдержать испытание временем и реальностью. Таким образом, выражение напоминает нам о ценности истины и оснований, на которых мы строим свои убеждения и знания.

Доп. информация по афоризму


Новая идея — это клин, который входит только толстым концом.

Б. Фонтенель

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Фонтенеля отражает сложность восприятия новых идей и их внедрения в общественное сознание. Смысл фразы может быть истолкован следующим образом:

  1. Трудности восприятия: Новые идеи часто воспринимаются с настороженностью, и их трудно "впустить" в существующую систему знаний и убеждений. "Толстый конец" символизирует трудности и сопротивление, с которыми сталкивается новая идея, когда она пытается пробиться через устоявшиеся концепции.

  2. Неприятие новизны: Люди часто склонны отвергать то, что отличается от привычного. Новые идеи могут быть непростыми для понимания и принятия, поэтому их "вход" в общественное сознание может быть болезненным или затруднительным.

  3. Необходимость усилий: Для того чтобы новая идея закрепилась и была признана, требуется усилие — как в плане аргументации, так и в плане времени. "Клин" здесь символизирует то, что нужно время и усилия, чтобы изменить укоренившиеся представления.

Таким образом, данное выражение подчеркивает не только трудности внедрения новизны, но и необходимость упорства и терпения в процессе изменения мышления и убеждений.

Доп. информация по афоризму


Блестящая мысль, питаемая честолюбием и расстроенным воображением, может произвести пожар земного шара.

П. Буаст

Oбъяснение афоризма:

Выражение "Блестящая мысль, питаемая честолюбием и расстроенным воображением, может произвести пожар земного шара" Пьера Буаста подчеркивает опасности, связанные с мощным сочетанием амбициозности и неадекватного восприятия реальности.

Здесь "блестящая мысль" символизирует идею или концепцию, которая может показаться привлекательной и перспективной. Однако когда такая мысль подпитывается "честолюбием", это означает стремление к власти, славе или признанию, что может склонить человека к использованию своих идей с эгоистическими или разрушительными намерениями.

"Расстроенное воображение" указывает на искаженную или неадекватную интерпретацию реальности, которая может привести к неразумным решениям и действиям. В итоге, такая комбинация может привести к созданию катастрофических последствий ("пожар земного шара").

В более широком контексте это выражение может быть интерпретировано как предостережение против того, чтобы позволять личным амбициям затмевать разум, что может привести к разрушительным последствиям как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. Оно подчеркивает важность критического мышления, ответственности за свои идеи и необходимость оценивать последствия своих действий, особенно когда речь идет о влиянии на других.

Доп. информация по афоризму


Самая святая мысль, самая справедливая и благочестивая, пробивая себе путь среди несовершенного человечества, выходит из него в лохмотьях и крови. Даже те, у которых она зародилась, не узнают ее больше и отрекаются от нее.

А. Ламартин

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Альфонса Мари Луи де Ламартина отражает глубокую мысль о сложности и противоречивости человеческой природы и социальной реальности. В нем говорится о том, что самые высокие и чистые идеи — те, которые стремятся к справедливости, истине и благочестию — сталкиваются с жестокой реальностью этого мира.

Кто-то мог бы ожидать, что великолепные идеи будут приняты с открытыми объятиями, но на практике они часто вызывают сопротивление, недопонимание и даже ненависть. Ламартин подчеркивает, что даже те, кто изначально поддержал эти идеи — их создатели — могут отрекаться от них, разрушенные своим собственным опытом или изменившимся взглядам.

Фраза "выходит из него в лохмотьях и крови" символизирует, что на пути к осуществлению этих идей происходит много страданий и жертв. Это можно интерпретировать как напоминание о том, что прогресс и изменения требуют жертв, и не всегда ценность идеи будет признана обществом в момент ее рождения.

Таким образом, Ламартин выражает идею о том, что истина и справедливость нередко воспринимаются как угроза существующему порядку, и что для их реализации необходима значительная моральная мужество и упорство. Эта мысль актуальна и сегодня, когда борьба за правду и справедливость может сталкиваться с сильным сопротивлением и недопониманием.

Доп. информация по афоризму


Всякий человек, великий или малый, бывает поэтом, если видит за своими поступками идеал.

Г. Ибсен

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Ибсена подчеркивает важность идеалов в жизни человека. Каждый человек, независимо от своего социального статуса, уровня образования или общественного положения, способен проявить творческий потенциал, если он осознает и стремится к своим идеалам.

Когда Ибсен говорит о том, что "всякий человек бывает поэтом", он намекает на то, что поэзия — это не только литературное искусство, но и выражение внутреннего мира, чувств и стремлений. Если человек осознает свои поступки, понимает их значимость и стремится к высоким ценностям, он становится не просто исполнителем своих задач, а творцом своей жизни.

Таким образом, смысл этого выражения в том, что каждый из нас способен повысить качество своей жизни, стремясь к идеалам и выражая свои чувства и мысли в действии. Мы все можем быть "поэтами" в том смысле, что наши действия и поступки могут быть наполнены смыслом и красотой, если мы живем в соответствии с нашими внутренними убеждениями и идеалами.

Доп. информация по афоризму


К чести человечества, должно признать, что страсть преследования и мучительства только увеличивают число защитников преследуемых идей; в этом вечная слава человеческого рода и вечное эхо его истории.

Э. Кастеляр

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Эмилио Кастеляр подчеркивает важную роль страха и преследования в истории человечества. Его смысл заключается в том, что несмотря на жестокие действия со стороны властей или конкурирующих идеологий, такие действия имеют противоположный эффект — они лишь усиливают приверженность людей к идеям, которые подвергаются преследованиям.

Кастеляр указывает на человеческую природу: когда кто-то сталкивается с угнетением, это вызывает солидарность и защиту тех, кто разделяет эти идеи. Таким образом, преследование не только не угасает идеи, но напротив, делает их более привлекательными и сильными, вызывая новую волну поддержки и защиты.

Выражение также отражает оптимистичное восприятие человеческой судьбы, подчеркивая, что даже в самых тяжёлых испытаниях человечество всегда находит пути сопротивления и поддержку для тех, кого притесняют. Эта идея обдумывает историю как постоянный процесс борьбы за права и идеи, что придаёт человеческому роду "вечную славу".

Таким образом, Кастеляр делает акцент на силе стремления к справедливости и человечности, даже в условиях подавления.

Доп. информация по афоризму


Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, не станет прибегать к насилию: к чему ему устранять человека других взглядов, когда в его же интересах дружеским убеждением привлечь его на свою сторону.

Сократ

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Сократа отражает его философский подход к знаниям, убеждениям и человеческим отношениям. Смысл выражения заключается в том, что истинная сила и уверенность в себе не требуют применения насилия или агрессии для того, чтобы убеждать других.

Сократ подчеркивает, что человек, который действительно обладает глубокими знаниями и пониманием, способен влиять на умы других людей через разумные аргументы и уважение. Вместо того чтобы устранять или подавлять тех, кто имеет иную точку зрения, более благородным и мудрым подходом является попытка донести свои идеи и взгляды таким образом, чтобы привлечь людей к своему мнению.

Также это высказывание затрагивает концепцию уважения и диалога в философии — важные элементы для конструктивного обсуждения и поиска истины. Таким образом, Сократ предлагает нам задуматься о целесообразности насилия в общении и о силе убеждения, основанного на доверии и уважении. Всё это указывает на его убеждение, что философская истина должна быть достигнута мирным путем, через диалог и общение.

Доп. информация по афоризму


Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии... нисколько не доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idee-fixe, нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи.

Ф. Ницше

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Ницше затрагивает несколько важных тем, касающихся философии, веры, разума и отношения к истине.

Во-первых, Ницше указывает на то, что практическое влияние философии на человека — будь то положительное (благодетельное) или образовательное (наздидательное) — не является доказательством ее истинности. Это принципиально важно, поскольку многое в философии часто воспринимается через призму того, как она влияет на человеческое существование. Однако Ницше напоминает, что позитивные последствия никаким образом не гарантируют корректность самой философской идеи: утешение или полезность не равнозначны истине.

Во-вторых, Ницше приводит пример человека с "idee-fixe" — фиксированной идеей, от которой он испытывает счастье, находясь в состоянии умственного расстройства. Это сравнение служит иллюстрацией того, что конечная благополучность или эмоциональная удовлетворенность, основанная на идее, не может служить критерием ее разумности или правоты. То есть, состояние счастья не влечет за собой истинность той идеи, которая его вызвала.

Поэтому, в этой цитате Ницше подчеркивает необходимость критического подхода к философским доктринам и предостерегает от слепого принятия философий на основании их эмоциональных или практических результатов. Важно отделять полезные выводы и личный опыт от более глубоких истинах, которые невозможно проверить лишь с помощью эмоционального восприятия.

Доп. информация по афоризму


Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того, как мы приближаемся к нему.

Л. Н. Толстой

Oбъяснение афоризма:

Выражение Льва Толстого "Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того, как мы приближаемся к нему" можно интерпретировать как осознание того, что идеалы всегда остаются недостижимыми. Это может означать, что, несмотря на наши усилия и стремления к высоким целям, мы никогда не достигнем их полного воплощения.

Такое понимание может быть вдохновляющим, поскольку оно подчеркивает, что сами стремления к идеалам и саморазвитию являются важной частью человеческой жизни. Идеалы служат своего рода навигаторами, которые направляют нас, помогают нам расти и развиваться, даже если мы не можем достичь их в полной мере.

Кроме того, эта мысль может отражать реализацию процесса самосовершенствования. Чем больше мы развиваемся, тем больше осознаем, что есть всегда что-то большее, к чему стоит стремиться. Этот бесконечный процесс стремления, обучения и роста и создает ценность самого пути.

Таким образом, смысл данной фразы заключается в том, что идеал всегда будет оставаться чуть-чуть впереди нас, и именно это стремление к нему делает наше существование более значимым и насыщенным.

Доп. информация по афоризму


Не рука, но мысль и творит, и убивает.

Н.К. Рерих

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Николая Рериха "Не рука, но мысль и творит, и убивает" подчеркивает важность интеллекта и мышления в действии человека. Оно указывает на то, что не только физические действия (символизируемые "рукой") влияют на мир вокруг нас, но и идеи, мысли, намерения и философские концепции могут оказывать значительное воздействие на реальность.

В этом контексте "творит" означает созидание, создание чего-то нового, положительного и ценного — будь то искусство, наука или социальные изменения. "Убивает", в свою очередь, подразумевает разрушительное влияние мыслей — как на уровне индивидуального поведения, так и на уровне социальных и культурных процессов. Негативные или агрессивные мысли могут приводить к конфликтам, войнам и другим трагедиям.

Таким образом, Рерих акцентирует внимание на том, что моральная и этическая ответственность человека начинается с его мыслей и убеждений. Он призывает к глубокому осмыслению своих мыслей и действий, так как именно они определяют, какой след мы оставляем в мире.

Доп. информация по афоризму