Коллектив, толпа и герои
Найдено цитат по теме: 429
О народе можно сказать то же, что о некоторых птицах, которых безжалостно лишают зрения для того, чтобы они пели, не развлекаясь.
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Горе народу, которого рабство не смогло унизить, — он создан быть рабом.
Соседство свободного и сильного народа всегда полезно, соседство народа порабощенного, с деспотическим правлением всегда пагубно, хотя бы только вследствие заразительного примера.
Низкая нация распинает или отравляет своих мудрецов и оставляет своих безумцев свободно бродить и гибнуть на улицах. Мудрая нация повинуется первым, сдерживает вторых и любит всех.
Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево.
Общество ныне — цивилизованная орда, состоящая из двух могущественных племен: надоедающих и скучающих.
Общество походит на улей: нельзя подходить к нему часто без того, чтобы не быть ужаленным.
Холодные остроты, плоская двусмысленность, шутки, балагурство и фальшивый смех, принимаемый за веселье, составляют блеск общества. Таким образом, бессмысленная и пошлая толпа пользуется временем, которое улетает.
В обществе каждый человек показывает от себя только пробу, частицу. Кто кто отрывает людей от общества, тот получает не их, а только нечто от них.
Созидается общество началами нравственными.
Не следует забывать, что общество больше любит, чтобы его развлекали, чем учили.
Общество, причиняющее столько зла, похоже на ту индийскую змею, которая живет под листьями растения, излечивающего от ее укуса; общество почти всегда дает лекарство против страдания, которое оно причиняет.
Разница между так называемым обыкновенным обществом и большим светом заключается разве только в том, что разговоры, в сущности одинаковые, ведутся в небольшой комнате или в большом салоне, за малым или большим столом, за двумя свечами или за двадцатью канделябрами.
Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
Простота жизни, языка, привычек придает силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели.
Отдельные великие мыслители бывали и еще могут быть среди общей атмосферы умственного рабства, но никогда не будет среди этой атмосферы умственно деятельного народа.
Ремесленники и купцы, которых их скромное положение избавляет от честолюбивой ярости знати, подобны муравьям, которые строят свои жилища в то время, как орлы и коршуны разрывают друг друга на части.
Задача сближения с народом состоит не в том, чтобы господину сделаться мужиком, а напротив, чтобы каждый мужик сделался господином.
Народ, который думает, что может защитить свою свободу, лишь систематически изгоняя самых даровитых граждан своих, наилучшим образом служивших ему, тем самым доказывает, что он недостоин свободы.
Даже при самой свободной конституции невежественный народ все-таки остается рабом.
В народе все идет во взаимной связи: все возвышается и все понижается одновременно. Политический смысл притупляется одновременно с исчезновением духовной мощи.
Нет таких сословий, в которых страсти, порожденные собственностью, были бы ожесточеннее, чем в среднем классе.
Народ, зараженный суеверием, неизлечим и становится добычею шарлатанов всякого рода.
Когда суеверие проникает в голову народов, оно оставляет там запас глупостей на многие столетия.
В определенные мгновения людские толпы — это авангард человечества.
Цементом, связующим нации, является общая мысль. Народы могут слиться воедино только тогда, когда у них будет общий язык, когда одни и те же слова, как монеты ума, будут обращаться в народе и составят общее достояние. А движение языку, обращение словам, обобщение мысли прежде всего дает искусство, поэзия, литература.
Человек принадлежит своему веку и своей расе даже тогда, когда борется против своего века и своей расы.
Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.