Низкая нация распинает или отравляет своих мудрецов и оставляет своих безумцев свободно бродить и гибнуть на улицах. Мудрая нация повинуется первым, сдерживает вторых и любит всех.

Д. Рескин

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 319

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Джона Рескина затрагивает важные аспекты отношения общества к своим интеллектуалам и безумцам, а также его моральные ориентиры.

  1. Низкая нация: Здесь под "низкой нацией" подразумеваются общества или культуры, которые не ценят ум, мудрость и знания. Рескин указывает, что такие нации активно преследуют (распинают или отравляют) своих мудрецов — тех, кто может предложить глубокие размышления и вносить ценные идеи. Это может быть связано с боязнью перемен, непониманием или соперничеством.

  2. Безумцы на улицах: В этом контексте "безумцы" представляют собой людей, чьи действия и мысли выходят за рамки общепринятых норм, и они способны причинять вред себе и окружающим. Рескин подчеркивает, что в низкой нации такие люди остаются на свободе, что может быть опасным для общества в целом.

  3. Мудрая нация: В отличие от предыдущего типа общества, мудрая нация осознает важность своих мудрецов. Она уважает их, слушает и следует их советам. Более того, такая нация понимает риск, который представляют собой безумцы, и старается ограничить их деструктивное влияние, направляя энергию в конструктивное русло.

  4. Любовь к каждому: Заключительная часть выражения о любви ко всем отражает гуманистический подход, который предполагает, что общество должно заботиться о каждом своем члене, включая мудрецов и безумцев. Это подчеркивает необходимость баланса в обществе: знания должны быть защищены, а страдающие должны получать поддержку.

Таким образом, Рескин призывает к тому, чтобы ценить мудрость и заботиться о моральном здоровье общества, избегая крайностей в отношении как мудрецов, так и "безумцев".