В истории все импровизация, все воля, все ex tempore (немедленно, без подготовки — лат.), вперед ни пределов, ни маршрутов нет, есть условия, святое беспокойство, огонь жизни и вечный вызов бойцам пробовать силы, идти вдаль, куда хотят, куда только есть дорога, — а где ее нет, там ее сперва проложит гений. Детально

А.И. Герцен

Мы столько толкуем о воле, так гордимся ею и в то же время досадуем за то, что нас никто не ведет за руку, что оступаемся и несем последствия своих дел. Детально

А.И. Герцен

Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве, потому они и были всегда вреднее политического устройства. Там было насилие, здесь разврат воли. ...оно (воззрение христианства — прим. ред) выработалось в систему нравственной неволи, в целую искаженную диалектику, чрезвычайно последовательную себе. Детально

А.И. Герцен

Давно ли мы, застращенные с детства, перестали отказываться от самых невинных побуждений? Давно ли мы перестали содрогаться, находя внутри своей души страстные порывы, не взошедшие в каталог романтического тарифа?...Воспитание поступает с нами, как отец Аннибала с своим сыном. Оно берет обет прежде сознания, опутывает нас нравственной кабалой, которую мы считаем обязательною по ложной деликатности, по трудности отделаться от того, что привито так рано, наконец, от лени разобрать, в чем дело. Детально

А.И. Герцен

Когда бы люди захотели вместо того, чтобы спасать мир, спасать себя, вместо того, чтобы освобождать человечество, себя освобождать — как много бы они сделали для спасения мира и для освобождения человечества. Детально

А.И. Герцен

Моралисты говорят об эгоизме как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности, и не говоря, что за замена ему будет в "братстве" и в "любви к человечеству", не объясняя даже, почему следует брататься со всеми и что за долг любить всех на свете. Христианство, по крайней мере, не останавливалось на таких безделицах, а смело приказывало любить не только всех, но преимущественно своих врагов. Восемнадцать столетий люди умилялись перед этим; пора наконец сознаться, что правило это пустое... За что же любить врагов? или, если они так любезны, за что же быть с ними во вражде? Детально

А.И. Герцен

Свободный человек создает свою нравственность. Это-то стоики и хотели сказать, говоря, что "для мудрого нет закона". Детально

А.И. Герцен

В юности человек имеет непременно какую-нибудь мономанию, какой-нибудь несправедливый перевес, какую-нибудь исключительность и бездну готовых истин. Плоская натура при первой встрече с действительностью, при первом жестком толчке плюет на прежнюю святыню души своей, ругается над своими заблуждениями и по мере надобности берет взятки, женится из денег, строит дом, два... Благородная, но не реальная натура идет наперекор событиям, не стремясь понять препятствий, а сломить их, лишь бы спасти свои юношестские мечты, и обыкновенно, видя, что нет успеха, останавливается, и остановившись повторяет всю жизнь одну и ту же ноту, как роговой музыкант. Натура действительная не так поступает: она воспитывает свои убеждения по событиям так, как Петр I воспитывал своих воинов шведскими воинами; она не держится за старое в буквальном смысле, она не юношескими сентенциями отправляется на борьбу, на жизнь, а с юношестской энергией; сентенции, правила ей не нужны, у ней есть такт, то есть орган импровизации, творчества; она вступает во взаимодействие с окружающей средой; ничего не может быть более удалено от твердых и закостенелых истин, как действительное воззрение; оно текуче, тягуче, оно колеблется, как вода в море, — но кто сдвинет подвижное море? Детально

А.И. Герцен

Лицо ставит себя целью.
Общество — себя.
Этого рода антиномии (нам часто приходилось говорить об них) составляют полюсы всего живого; они неразрешимы потому, что, собственно, их разрешение — безразличие смерти, равновесие покоя, а жизнь — только движение. Полной победой лица или общества история окончилась бы хищными людьми или мирно пасущимся стадом...
Руссо, говорящий, что человек родился быть свободным, и Гёте, говорящий, что человек не может быть свободным,— оба правы и оба не правы.
Детально

А.И. Герцен

Не ищи решений в этой книге — их нет в ней, их вообще нет у современного человека. То, что решено, то кончено, а грядущий переворот только что начинается. Детально

А.И. Герцен

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Детально

В.В. Маяковский

Я знаю—
город
будет,
я знаю —
саду
цвесть,
когда
такие люди
в стране
в советской
есть!
Детально

В.В. Маяковский

Нет,
не те "молодежь",
кто восхода
жизни зарево,
услыхав в крови
зудеж,
на романы
разбазаривает.
Разве
это молодость?
Нет!
Мало
быть
восемнадцати лет.
Молодые —
это те,
кто бойцовым
рядам поределым
скажет
именем
всех детей!
"Мы
земную жизнь переделаем!"
Детально

В.В. Маяковский

Я в восторге
от Нью-Йорка города.
Но
кепчонку
не сдеру с виска.
У советских
собственная гордость
на буржуев
смотрим свысока.
Детально

В.В. Маяковский

Плохо человеку,
когда он один.
Горе одному;
один не воин, —
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.
А если
в партию
сгрудились малые, —
сдайся, враг,
замри и ляг!
Партия —
рука миллионопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.
Детально

В.В. Маяковский

Землю,
где воздух,
как сладкий морс,
бросишь
и мчишь, колеся, —
но землю,
с которою
вместе мерз,
вовек
разлюбить нельзя.
Детально

В.В. Маяковский

Хвалить
не заставят
ни долг,
ни стих
всего,
что делаем мы.
Я
пол-отечества мог бы
снести,
а пол —
отстроить, умыв.
Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
в сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды —
которое будет.
Детально

В.В. Маяковский

И я,
как весну человечества,
рожденную
в трудах и в бою,
пою
мое отечество,
республику мою!
Детально

В.В. Маяковский

Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.
Детально

В.В. Маяковский

Голосует сердце —
я писать обязан
по мандату долга.
Детально

В.В. Маяковский


Переход к первой записиПереход к предыдущей записиПереход к следующей записи 

[Поиск]

Главная страница