Правительство и общественное устройство
Найдено цитат по теме: 105
Самое благоустроенное государство — то, где "мое" и "не мое" считаются наихудшими словами.
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Платона подчеркивает важность общего блага и согласия в обществе. Он указывает на то, что в идеальном государстве пренебрежение эгоистическими интересами ("мое") и стремление к кооперации и единству ("не мое") должны преобладать.
Таким образом, "мое" и "не мое" становятся символами индивидуализма и разделения, которые могут привести к конфликтам и неравенству. Платон предполагает, что истинно благоустроенное государство - это то, в котором люди действуют с заботой о общем благе, а не исходя из узкоколхозных интересов.
В этом контексте выражение подчеркивает необходимость общественной солидарности и взаимопомощи. Идея состоит в том, чтобы люди воспринимали себя не только как индивидуумов, но и как часть большего целого, что ведет к гармонии и устойчивости в обществе.
Тот, кто хочет сделать государство школой морали, глубоко заблуждается. Государство всегда оттого и становилось адом, что его пытались превратить в рай.
Oбъяснение афоризма:
Данное крылатое выражение принадлежит немецкому поэту и философу Фридриху Гельдерлину и содержит глубокую мысль о природе государства и моральных идеалов.
Смысл цитаты заключается в критике стремления превратить государство в идеальное моральное учреждение. Гельдерлин утверждает, что попытки сделать государство «школой морали» обречены на провал, так как сама структура и функция государства не совместимы с идеей абсолютной морали. Он подчеркивает, что истории известны примеры, когда идеализация политических институтов приводила к противоположным результатам — к oppression and tyranny.
По сути, Гельдерлин предостерегает от фанатизма, связанного с попыткой создать идеальное общество через государственные механизмы. Он говорит о том, что такие попытки могут привести к созданию среды, где люди будут лишены свободы и становятся жертвами бюрократической машины, что можно сравнить с адом, в contraste с обещанным раем.
Таким образом, основная мысль заключается в том, что государство не должно навязывать единую мораль и идеалы, так как это может привести к подавлению индивидуальности и создания oppressive систем. Вместо этого, общество должно стремиться к балансу между свободами личности и необходимыми функциями государства.
Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен как к властвованию, так и к подчинению.
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Аристотеля подчеркивает основополагающий принцип, который лежит в основе его политической философии. В данном контексте "гражданин" не ограничивается лишь формальным статусом, а выражает более глубокую сущность участия в политической жизни общества.
-
Причастность к властвованию: Это означает, что гражданин имеет право участвовать в управлении своим государством, в принятии решений и выработке политики. Таким образом, каждый гражданин, по Аристотелю, должен быть активным участником политической жизни, а не только пассивным наблюдателем.
-
Причастность к подчинению: С другой стороны, гражданин также подчиняется законам и властям, которые он же и помогает формировать. Это подразумевает осознание ответственности и обязательств перед обществом, то есть наличие готовности следовать установленным правилам и взятыми на себя обязательствами.
Таким образом, данное выражение Аристотеля иллюстрирует концепцию социального контракта: право граждан на участие в управлении государством связано с их обязанностью следовать установленным законам и нормам. Это двусторонняя связь, которая поддерживает функционирование демократического общества, где граждане не только вправе влиять на решения, но и несут ответственность за последствия этих решений.
Таким образом, аристотелевское понимание гражданства акцентирует внимание на активной и ответственной роли каждого человека в общественной жизни, что является важным аспектом его политической философии.
Кто карает суровее, чем закон, тот — тиран.
Oбъяснение афоризма:
Данное высказывание Люка де Клапье Вовенарга выражает мысль о том, что строгие и жестокие наказания, превышающие те, что предусмотрены законом, являются признаком тирании. Основная идея здесь заключается в том, что закон должен быть справедливым и разумным, а его исполнение — основываться на принципах справедливости и гуманности.
Когда кто-то наказывает более строго, чем это предписывается законом, такая практика может рассматриваться как злоупотребление властью и произвол. Тирания подразумевает попытку контроля и подавления, когда власть использует страх и жестокость вместо создания условий для справедливости и порядка.
Таким образом, данное выражение предостерегает против чрезмерности и жестокости в применении наказаний, подчеркивая, что истинная власть должна основываться на принципах уважения к человеческой жизни и достоинству. Справедливый подход к правосудию включает в себя понимание и сострадание, что делает управление более человечным, чем авторитарное и деспотическое ведение дел.
Из борьбы личных интересов вырабатывается не лучший из возможных, а возможнейший из лучших порядков.
Oбъяснение афоризма:
Крылатое выражение Василия Осиповича Ключевского можно интерпретировать следующим образом. Оно указывает на то, что в обществе и политике каждое решение или порядок — результат борьбы различных личных интересов. Однако, это не обязательно означает, что такой порядок является оптимальным или идеальным. Вместо этого, он является компромиссом, созданным в результате взаимодействия и конфликта интересов различных групп и индивидуумов.
Смысл фразы заключается в том, что в процессе социальной динамики и политических изменений нередко возникают так называемые "возможнейшие из лучших порядков". Это означает, что в результате сложных и, возможно, противоречивых процессов, общество достигает не идеала, а наиболее приемлемого для всех состояния, которое, тем не менее, может быть далеким от полностью удовлетворяющего всех участников.
Таким образом, Ключевский поднимает вопрос о природе политических и социальных систем, акцентируя внимание на том, что реальность часто оказывается сложнее и многограннее, чем простая борьба за абсолютные идеалы. Это выражение также может натолкнуть на размышления о компромиссах в жизни общества и о том, как эти компромиссы формируют наше понимание справедливости и порядка.