О логике и логичности мышления

Найдено цитат по теме: 10

Если люди хотят впасть в заблуждение, они попирают вещи и более серьезные, чем законы логики.

А. Зиновьев

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Александра Зиновьева отражает глубокую мысль о том, как люди могут игнорировать очевидную логику и здравый смысл, когда это соответствует их желаниям или взглядам. Зиновьев, как философ и социолог, подчеркивает, что стремление к заблуждениям, ошибочным представлениям или иллюзиям может быть столь сильным, что люди готовы пренебрегать даже основами логического мышления.

Смысл выражения можно понять следующим образом: в погоне за своими идеями, убеждениями или комфортом в восприятии реальности, люди часто ставят свои желания выше объективности и рациональности. Это может приводить к искажению истины, манипуляциям с фактами и формированию ложных мнений, что, в свою очередь, может иметь серьезные последствия как для индивидуального, так и для общественного сознания.

Таким образом, Зиновьев призывает к критическому мышлению и вниманию к логическим основам аргументации, побуждая людей не пренебрегать основами рационального мышления даже в те моменты, когда это может быть неудобно или неприятно.

Доп. информация по афоризму


Философия похожа на фруктовый сад, полный различных плодов, в котором логика является оградой, физика — деревьями, а этика — плодами.

Зенон из Кития

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Зенона из Китии иллюстрирует, как различные дисциплины и аспекты философии взаимодействуют друг с другом, создавая богатую и разнообразную картину знания. Разберём каждую из составляющих метафоры:

  1. Фруктовый сад — это изображение философии как обширного и многообразного поля знаний, где можно найти разные идеи, теории и учения, которые, как плоды, могут приносить пользу и вдохновение.

  2. Логика как ограда — логика выполняет роль структурирующего элемента, который помогает отделить истинные знания от ложных. Она обеспечивает ясность и последовательность в аргументации, как ограда защищает сад от разрушительных элементов.

  3. Физика как деревья — физика представляет собой основу, на которой основываются наши знания о материальном мире. Деревья, будучи устойчивыми и долговечными, символизируют научные факты и законы, от которых философские размышления могут развиваться и углубляться.

  4. Этика как плоды — этика, будучи результатом размышлений о морали и правильном поведении, представляет собой конечный результат философской работы. Плоды можно попробовать и оценить, и они приносят пользу и удовольствие — так и этические идеи могут быть применены в жизни, ведя к лучшему пониманию того, как мы должны действовать.

Таким образом, эта метафора описывает философию как целостную систему, в которой каждая часть выполняет свою функцию, а вместе они создают гармоничное и плодотворное знание.

Доп. информация по афоризму


Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.

Августин

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Августина Аврелия "Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10" отражает глубокую мысль о относительности и постоянстве разных истин в жизни.

В первой части фразы подчеркивается неопределенность существования мироздания. Земля и небо, как символы физического мира, могут изменяться, подвергаться разрушению или трансформации, и их судьба остается под вопросом. Это может отражать философскую позицию о временности всего явленного и материального.

Однако во второй части высказывания утверждается, что существуют простые и неизменные истины, такие как математические законы. Сложение 3 и 7 — это нечто, что остается актуальным и истинным независимо от внешних обстоятельств. Это напоминание о том, что существуют законы и правила, которые не подвержены влиянию времени и изменений в окружающем мире.

Таким образом, выражение приводит к размышлениям о различии между абсолютными истинами (такими как законы математики) и относительными, изменчивыми аспектами бытия (такими как материальный мир). Это также может быть интерпретировано как приглашение сосредоточиться на тех истинах, которые можно считать надежными и неизменными, несмотря на колебания и нестабильность в других сферах.

Доп. информация по афоризму


Логика есть инструмент, которым пользуются в философии; и как можно быть превосходным мастером в построении инструмента, не умея извлечь из него ни одного звука, так же можно быть великим логиком, не умея как следует пользоваться логикой.

Галилей

Oбъяснение афоризма:

«Логика есть инструмент, которым пользуются в философии; и как можно быть превосходным мастером в построении инструмента, не умея извлечь из него ни одного звука, так же можно быть великим логиком, не умея как следует пользоваться логикой» — это выражение Галилея подчеркивает важность практического применения логики в философии и научном мышлении.

Смысл этого выражения можно рассмотреть следующим образом:

  1. Логика как инструмент: Галилей сравнивает логику с инструментом, который, хотя и может быть сконструирован великолепно, требует умений для его грамотного использования. В философии логика служит основой для построения аргументов, анализа и выработки теорий.

  2. Теория и практика: Умение создавать логические конструкции само по себе не является достаточным условием для того, чтобы добиваться успеха в философии. Здесь подчеркивается важность практического применения знаний. Как музыкант должен не только знать, как сыграть на инструменте, но и уметь это сделать, так и логик должен применять свои умения в практической деятельности.

  3. Критика абстрактного мышления: Выражение также подразумевает критику тех, кто изучает логику или философию только в теоретическом плане, не придавая значения практике. Это может быть отнесено к философам, которые могут разрабатывать сложные логические системы, но не смогут применить их в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, Галилей призывает к тому, чтобы мышление не оставалось лишь теоретическим упражнением, а становилось действенным инструментом, который служит для познания мира и решения конкретных задач. Это выражение подчеркивает синтез теории и практики в философии и научной деятельности.

Доп. информация по афоризму


Предпринять с остряком беседу по правилам логики то же, что пытаться ходить в ногу с обезьяной...

Б. Авербах

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Бертольда Авербаха сравнивает попытку вести разумный логический разговор с тем, чтобы пытаться синхронизировать свои движения с обезьяной. Смысл фразы заключается в том, что если собеседник не способен или не желает следовать логическим рассуждениям, то любые обсуждения с ним на основе логики могут оказаться безрезультатными и даже абсурдными.

Можно сказать, что Авербах подчеркивает важность взаимопонимания в коммуникации: если один из участников диалога не придерживается основных принципов логического мышления, его трудно привести к конструктивному обсуждению. В таком случае, усилия логически аргументировать свою позицию могут оказаться напрасными и неэффективными. Эта цитата служит напоминанием о том, что для плодотворного диалога необходимо общее понимание и согласие на использование логических основ.

Доп. информация по афоризму


Что вы можете доказать себе и своему времени силой разума, логики, науки, — того хочет время.

Ф. Лассаль

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Фердинанда Лассаля "Что вы можете доказать себе и своему времени силой разума, логики, науки, — того хочет время" подчеркивает важность рационального подхода к познанию и обоснованию идей. Оно акцентирует внимание на том, что в каждую эпоху общества стремятся к знаниям, которые можно обосновать и доказать с помощью логики и научных методов.

Смысл выражения можно разбирать через несколько ключевых аспектов:

  1. Рациональность и логика: Лассаль говорит о том, что разум и логическое мышление являются основными инструментами в поиске истины. Это подразумевает, что разумные аргументы и научные доказательства способны осветить сложные вопросы и проблемы, актуальные для времени.

  2. Необходимость в знаниях для прогресса: Время, в котором мы живем, требует от нас понимания и применения научных знаний. Это происходит в контексте социальных, экономических и политических изменений, когда инновации и научные достижения могут приводить к преобразованиям общества.

  3. Доказательство и убеждение: Фраза предполагает, что знание, основанное на доказательствах, не только обогащает личный опыт, но и формирует общественные верования и практики. Убедительные доказательства могут способствовать изменениям в общественном сознании и, в конечном итоге, влиять на его развитие.

Таким образом, Лассаль подчеркивает, что для достижения понимания и изменений в обществе необходимо опираться на разум, логику и научные методы. Это выражение можно рассматривать как призыв к интеллектуальному подходу и открытости к новым знаниям в условиях постоянно меняющегося мира.

Доп. информация по афоризму


Логика — грамматика рассудка.

Неизвестный автор

Oбъяснение афоризма:

Выражение "Логика — грамматика рассудка" подчеркивает важность логики в структуре человеческого мышления. Логика здесь рассматривается как система правил и закономерностей, которые помогают организовывать и упорядочивать наши мысли, подобно тому, как грамматика структурирует язык.

  1. Логика как дисциплина: Логика исследует законы правильного мышления и рассуждения. Она помогает выявить, как факты и идеи связаны между собой, и позволяет формулировать выводы на основе данных предпосылок.

  2. Грамматика как структура: Грамматика определяет, как слова и фразы комбинируются в составе языка, чтобы формировать правильные и понятные предложения. Точно так же, логика задает правила, которые гарантируют, что наши рассуждения будут последовательными и обоснованными.

  3. Роль рассудка: Рассудок — это способность человека анализировать, сопоставлять и делать выводы. Логика, будучи её "грамматикой", способствует развитию ясного и критического мышления, позволяя избегать ошибок и заблуждений.

Таким образом, данное выражение акцентирует внимание на том, что без логики наше мышление может быть хаотичным и неэффективным, в то время как применение логических принципов помогает достичь ясности и структурированности в размышлениях.

Доп. информация по афоризму


Логика — это арсенал, доставляющий разуму всякого рода оружие, наступательное и оборонительное.

Неизвестный автор

Oбъяснение афоризма:

Это выражение подчеркивает важность логики как инструмента, помогающего в процессе мышления и аргументации. Логика, как «арсенал», предоставляет разуму различные средства, которые можно использовать для достижения целей в рассуждениях.

  1. Наступательное оружие — это приемы и методы, которые помогают утверждать свою точку зрения, убеждать других, презентовать свою позицию искренне и эффективно. Например, это могут быть логические доводы, которые укрепляют аргументы и делают их более убедительными.

  2. Оборонительное оружие — это способы защиты своей точки зрения от критики, опровержения и логических ошибок противника. Здесь важны навыки выявления невалидных аргументов, заблуждений и логических ошибок в рассуждениях оппонентов.

Таким образом, логика служит основой для построения аргументов и помогает в анализе и оценке мнений, позволяя более грамотно и разумно взаимодействовать с окружающим миром. Крылатое выражение подчеркивает, что логика не только помогает в достижении победы в спорах, но также способствует большему пониманию и осмыслению различных точек зрения.

Доп. информация по афоризму


Природа и наука — два выгнутые зеркала, вечно отражающие друг друга; фокус, точку пресечения и сосредоточенности между оконченными мирами природы и логики составляет личность человека.

А.И. Герцен

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Александра Герцена иллюстрирует взаимосвязь между природой и наукой, подчеркивая их взаимодополняющие роли в понимании мира.

Герцен сравнивает природу и науку с двумя выгнутыми зеркалами, которые отражают друг друга, что символизирует их взаимное влияние и зависимость. Природа — это реальность, которую мы наблюдаем, в то время как наука — это наш способ анализа, объяснения и систематизации этих наблюдений. Они не существуют отдельно: наши научные понимания влияют на то, как мы воспринимаем природу, и, одновременно, наблюдения в природе могут порождать новые научные теории.

Фокус, или точка пересечения, между этими двумя "мирами" — это личность человека. Герцен указывает на то, что именно человеческое сознание и индивидуальный опыт служат связующим звеном между природой и наукой. Человек, с его мышлением, восприятием и чувствами, находится на стыке науки и природы, где происходит преобразование объективной реальности в субъективное знание.

Таким образом, выражение подчеркивает, что понимание мира невозможно без учета как естественных, так и научных аспектов, и что именно человеческая личность играет ключевую роль в этом процессе познания.

Доп. информация по афоризму


Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это логически оправданная религия.

Неизвестный автор

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение поднимает важные вопросы о взаимосвязи религии и философии, а также об их ролях в жизни человека.

Первая часть выражения — "Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость" — предполагает, что религия, как правило, представляет собой более простую и доступную форму мудрости, которая акцентирует внимание на эмоциональных и духовных аспектах человеческой жизни. Здесь подчеркивается, что религия может предлагать утешение, моральные принципы и общность, что делает её привлекательной для многих людей. Она касается не только разума, но и чувств, что позволяет людям находить в ней поддержку в трудные времена.

Вторая часть — "Мудрость — это логически оправданная религия" — подразумевает, что мудрость включает в себя критическое мышление, логические рассуждения и рациональное осмысление жизни. Эта часть утверждает, что настоящая мудрость основана на обоснованных выводах и ясном понимании действительности. Она предполагает, что для достижения глубокой и подлинной мудрости необходимо использовать разум и логику, что может подразумевать более сложный и осмысленный подход к вопросам, с которыми сталкиваются люди.

В целом, это выражение утверждает, что религия и мудрость не противоречат друг другу, а могут сосуществовать, каждый из этих элементов предоставляет людям важные инструменты для понимания мира и своего места в нём. Религия может помочь в эмоциональном аспекте, в то время как мудрость требует разумного и логического подхода.

Доп. информация по афоризму