Нам недостает шутки, потому что недостает серьезности, которую замещает теперь все уравнивающее остроумие, что равно смеется над добродетелью и над пороком и упраздняет их.

Жан Поль

Источник: Этика: словарь афоризмов и изречений, Составители: В.Н.Назаров, Е.Д.Мелашко, М.: АО "Аспект Пресс", 1995. cтр. 298

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Жана Поля затрагивает глубокие аспекты человеческой природы и общественной жизни. Давайте разберем его по частям.

  1. "Нам недостает шутки..." — здесь речь идет о том, что отсутствие качественной шутки, как выражения остроты ума и игривости, связано с нехваткой серьезности. Хорошая шутка требует не только юмора, но и понимания серьезных вещей.

  2. "...потому что недостает серьезности..." — это утверждение предполагает, что в современном обществе чувствуемая легкомысленность и поверхностность замещают более глубокую, всестороннюю серьезность. Серьезное отношение к жизни, ценностям и моральным вопросам исчезает, и это приводит к искажению восприятия реальности.

  3. "...которую замещает теперь все уравнивающее остроумие..." — здесь подразумевается, что в отсутствие серьезности и глубины возникает некое "остроумие", которое стремится быть равнозначным по отношению ко всем аспектам жизни, даже к добродетелям и порокам. Это уравнивание может приводить к тому, что важные моральные различия стираются, и важность добродетели утрачивается.

  4. "...что равно смеется над добродетелью и над пороком..." — смех становится универсальным ответом на все — и на хорошее, и на плохое. Это может быть способом защиты, но в конечном итоге приводит к моральной амбивалентности, при которой все воспринимается как единое.

  5. "...и упраздняет их." — итогом этого процесса становится утрата смысла. Если все одинаково подходят к добру и злу, то и сами понятия теряют свою значимость и становятся размытыми.

В целом, данная мысль выражает предупреждение о том, что легкомысленное или равнодушное отношение к серьезным вопросам может привести к моральному упадку, где люди перестают различать добро и зло, а также ценить истинные добродетели.