Языческое самообожание так же было шагом к подъему человеческого достоинства, как и христианское самоотречение.

Д. Милль

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 461

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Джона Стюарта Милля относится к его рассуждениям о моральных и этических ценностях, присущих различным философским и религиозным системам. Чтобы понять его смысл, важно рассмотреть два ключевых элемента: языческое самообожание и христианское самоотречение.

  1. Языческое самообожание: В данном контексте это может подразумевать идею, что люди могут возвышать себя и стремиться к самосовершенствованию, принимая свою индивидуальность и человеческую природу. Языческие философии часто подчеркивали важность личной силы, самовыражения и внутреннего развития. Это самообожание могло способствовать повышению человеческого достоинства, так как люди начали осознавать свою ценность и право на счастье.

  2. Христианское самоотречение: В христианской практике акцент часто ставится на смирение, жертву и отказ от земных удовольствий ради духовного возрождения и блага других. Милль, отмечая это, говорит, что такая форма самоотречения также способствует развитию человечности и достоинства, но более через служение и альтруизм.

Сравнивая оба подхода, Милль показывает, что, хотя они различаются по своей природе и методам, оба могут приводить к повышению человеческого достоинства. Это выражение подчеркивает, что разнообразие в подходах к этике и морали не только допустимо, но и необходимо для полноценного развития личности и общества в целом. Он пропагандирует идею, что разные традиции и философии могут вносить свой вклад в общее понимание человеческой ценности и достоинства.