Чем дальше от нравственного идеала, тем больше характерного оказывается в распоряжении художника. Вот почему полулюди-полубоги всегда удаются лучше, чем полубоги.

Жан Поль

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 195

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Жана Поля касается отношения художника к своему объекту творчества и к идеалу, который он преследует. Смысл фразы можно понять через призму философских и эстетических размышлений о природе искусства и человеческой природы.

  1. Расстояние от идеала: Жан Поль утверждает, что чем дальше образ или персонаж от нравственного идеала, тем больше у художника появляется возможностей выразить свою креативность. Полуименные персонажи (полулюди-полубоги) имеют сложную природу и многогранность, что позволяет художнику углубиться в их характеры и внутренние конфликты.

  2. Комплексность человеческой натуры: Полуименные существа, обладающие чертами как людей, так и богов, отражают сложность человеческой натуры. В этом контексте, они могут быть более реалистичными, поскольку каждый человек имеет свои достоинства и недостатки, внутренние противоречия. Это создает богатый материал для исследования в искусстве.

  3. Интерес и привлекательность: Такие персонажи часто кажутся более живыми и многослойными, что делает их привлекательными для художников и зрителей. Их недостатки и борьбы делают их более доступными и понятными, чем идеализированные изображения божественного.

Таким образом, высказывание Жана Поля подчеркивает, что искусство и литература находят свое вдохновение и значимость не только в идеалах, но и в реальности, со всеми ее сложностями и противоречиями. Художник находит глубину и богатство в несовершенстве, что делает его работу более резонирующей с человеческим опытом.