Крайняя чувствительность создает посредственных актеров, средняя чувствительность дает большинство плохих актеров и только ее отсутствие дает великих исполнителей.

Д. Дидро

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 10

Oбъяснение афоризма:

Выражение Дени Дидро касается природы художественного исполнения, прежде всего, в театре и кинематографе. Разберем его по частям.

  1. "Крайняя чувствительность создает посредственных актеров": Это утверждение говорит о том, что слишком высокая чувствительность может привести актера к излишне эмоциональной игре, которая становится неестественной и неубедительной. Такие актеры могут слишком зацикливаться на своих эмоциях, а не на технических аспектах исполнения, что делает их игру менее выразительной.

  2. "Средняя чувствительность дает большинство плохих актеров": Здесь речь идет о том, что недостаточная чувствительность может привести к плоской, невыразительной игре. Актеры с усредненной чувствительностью могут не в состоянии передать глубину переживаний своих персонажей, что приводит к посредственным результатам.

  3. "Только ее отсутствие дает великих исполнителей": Это наиболее парадоксальная часть. Дидро указывает на то, что настоящие мастера сцены иногда могут демонстрировать нечто большее, нежели просто "сентиментальная" игра — они способны абстрагироваться от собственных эмоций и видеть их снаружи, анализировать и передавать их на сцене с артистической глубиной и пониманием. Это позволяет им создавать выдающиеся характеры и передачи эмоций.

В целом, Дидро подчеркивает важность баланса между чувствительностью и разумом в актерском искусстве. Великие исполнители — это те, кто умеет контролировать свою чувствительность и передавать эмоции зрителю, не теряя при этом артистического мастерства.