Я — где боль, везде; на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте. Уж ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!

В.В. Маяковский

Источник: Маяковский В.В. Сочинения в одном томе, М., "Художественная литература", 1941 г. cтр. 14

Oбъяснение афоризма:

В этом выражении из поэзии Владимира Маяковского можно увидеть глубокую личную и социальную философию. Автор обращается к темам страдания, самоотверженности и внутренней борьбы. Рассмотрим некоторые ключевые моменты:

  1. "Я — где боль, везде": Эта фраза говорит о том, что поэт ощущает себя неотъемлемой частью человеческого страдания. Он не просто воспринимает боль как нечто внешнее, но включает ее в свою самоидентификацию.

  2. "распял себя на кресте": Это яркий образ жертвы и самоотречения. Автор может сравнивать себя с Христом, который принял страдания ради других. Таким образом, он становится символом высоких идеалов, но также и личной трагедии.

  3. "Уж ничего простить нельзя": Эта строка указывает на безвозвратность утрат и ошибок. Здесь проявляется жестокая реальность, когда, кажется, что отношение к людям и к жизни стало слишком сложным и болезненным для прощения.

  4. "Я выжег души, где нежность растили": В этом образе звучит острая боль от утраты чистоты, невинности и любви. Поэт говорит о том, что его переживания и страдания привели к разрушению его внутреннего мира, в котором была нежность.

  5. "Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!": Здесь выражается мысль о том, что внутренние битвы и переживания зачастую сложнее, чем внешние конфликты и революции. Бастилия может символизировать старый порядок и угнетение, а борьба за внутреннее состояние — гораздо более сложная задача.

Таким образом, это выражение погружает нас в мир человеческих страданий, борьбы за личную истину и моральные ценности. Маяковский в своих стихах часто сталкивал личное с социальным, и в данном случае мы видим, как его личные переживания пересекаются с более широкими темами человеческой экзистенции.