Сладострастная женщина хочет, чтобы ее любили; кокетке достаточно нравиться и слыть красивой. Одна стремится вступить в связь с мужчиной, другая — казаться ему привлекательной. Первая переходит от одной связи к другой, вторая заводит несколько интрижек сразу. Одной владеет страсть и жажда наслаждения, другой — тщеславие и легкомыслие. Сладострастие — это изъян сердца или, быть может, натуры; кокетство — порок души. Сладострастница внушает страх, кокетка — ненависть. Если оба эти свойства объединить в одной женщине, получается характер, наигнуснейший из возможных.

Ж. Лабрюйер

Источник: Живое общение. Мудрость тысячелетий, Составитель А.Е. Мачехин, М.: "Книга лтд" 1995 г. cтр. 512

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Жана де Лабрюйера раскрывает различия между двумя archetypical женскими типами: сладострастной женщиной и кокеткой.

  1. Сладострастная женщина: Она стремится к глубоким и настоящим отношениям с мужчинами. Её мотивация основана на желании быть любимой и испытывать страсть. Для неё любовь связана с сильными эмоциями и страстью. Однако это стремление может быть описано как «изъян сердца» — она может быть уязвима, зависима от эмоций и отношений.

  2. Кокетка: Этот тип, наоборот, больше ориентирован на внешний вид и впечатление, которое она производит на окружающих. Её интересы находятся в плоскости эстетики и тщеславия. Она может заводить интрижки ради простого удовольствия, не уверенная в своих глубоких чувствах.

Лабрюйер выделяет, что сладострастие может быть связано с природой человека, в то время как кокетство является скорее пороком - то есть, это признак моральной недостаточности и легкомыслия. Сладострастница может вдохновлять страсть, но и страх, поскольку её эмоциональные волнения могут быть непредсказуемыми. Кокетка, в свою очередь, легко может вызвать ненависть из-за своей поверхностности и манипулятивности.

Когда оба качества сосредоточены в одной женщине, это создаёт «наигнуснейший из возможных» характер. Это означает, что сочетание страсти и тщеславия приводит к конфликту между желаниями и манипуляциями, создавая, таким образом, противоречивую и сложную личность, способную к разрушению как собственных чувств, так и чувств окружающих.

Таким образом, данное выражение служит не только описанием различных типов женского поведения, но и критикой социальных и моральных стандартов, подчеркивая важность искренности и глубины в эмоциональных связях.