Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума. Порок не был бы подлинным пороком, если бы не питал ненависти к добродетели.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 504
Oбъяснение афоризма:
Эта фраза Шамфора Никола Себастьяна отражает глубокую философскую мысль о природе глупости и порока. В ней можно выделить несколько ключевых аспектов.
Во-первых, утверждение о том, что "глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума", намекает на то, что глупость осознает свое существование в контексте интеллекта. Она испытывает страх перед знанием и разумом, что делает её определённой и самосознательной. Это может быть интерпретировано как то, что глупость не просто пассивное состояние, а активная позиция, которая опирается на страх перед умом и знанием.
Во-вторых, вторая часть выражения о пороке говорит о том, что порок, как явление нравственной деформации, не был бы таковым, если бы не имел ненависти к добродетели. Таким образом, порок существует в диалектическом противоречии с добродетелью и определяет себя через это противоречие. Это может означать, что порок имеет потребность в добродетели для своего самоопределения, а его ненависть к добродетели подчеркивает понимание последней как чего-то важного и значимого.
В целом, данное выражение подчеркивает взаимозависимость между глупостью и умом, пороком и добродетелью; каждый из этих аспектов существует лишь в контексте своего противоположного. Оно поднимает вопросы о самосознании, природе морального выбора и о том, как мы понимаем свои действия в контексте более широких философских категорий.