Что темперамент, а также талант нуждаются в некоторых отношениях в дисциплине, с этим всякий легко согласится. Но мысль, что разум, который, естественно, обязан предписывать свою дисциплину всем другим стремлениям, сам нуждается еще в дисциплине, может, конечно, показаться странной; и в самом деле, он до сих пор избегал такого унижения именно потому, что, видя торжественную и серьезную осанку, с какой он выступает, никто не подозревал, что он легкомысленно играет порождениями воображения вместо понятий и словами вместо вещей.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 497
Oбъяснение афоризма:
В данном крылатом выражении Иммануил Кант поднимает важные вопросы о природе разума и дисциплины в отношении к другим человеческим стремлениям, таким как темперамент и талант. Кант утверждает, что даже разум, который якобы должен быть авторитетом, предписывающим дисциплину эмоциям и творческим наклонностям, сам может нуждаться в этой дисциплине.
Смысл этой мысли заключается в том, что разум не является абсолютным и всесильным. Он может быть подвержен легкомысленным действиям и ошибкам, если не будет направлен какой-то внутренней или внешней дисциплиной. Кант подчеркивает, что разум может игнорировать свои собственные недостатки, выдавая себя за что-то более серьезное и благородное. Это может вызвать опасность, когда разум перестает критически анализировать свои собственные установки и выводы, подменяя реальные понятия и предметы словами и абстракциями.
В целом, Кант призывает к осознанию важности самоконтроля и дисциплины не только в эмоциях и талантах, но и в самом разуме. Это размышление отражает его философские идеи о необходимости критического подхода к любому знанию и пониманию, а также о том, что истина требует постоянного анализа и самокритики.