Философия есть только идея возможной науки, которая нигде не дана in concreto но к которой мы пытаемся приблизиться различными путями. Пока этого не случится, нельзя обучать философии, в самом деле, где она, кто обладает ею и по какому признаку можно ее узнать? Теперь можно обучать только философствованию, то есть упражнять талант разума на некоторых имеющихся примерах в следовании общим принципам его, однако всегда сохраняя право разума исследовать самые источники этих принципов и подтвердить эти принципы или отвергнуть их.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 497
Oбъяснение афоризма:
Это выражение Канта подчеркивает его критику традиционного подхода к философии и стремление определить её роль в контексте науки и знания. Давайте разберем основные моменты.
-
Философия как "идея возможной науки": Кант считает, что философия — это не просто фиксированная система знаний, а нечто большее — она представляет собой идею, которая может быть понята и реализована только в будущем. Философия направлена на исследование принципов, которые могут стать основой для истинной науки.
-
Отсутствие конкретного содержания (in concreto): Кант указывает на то, что на данный момент философия не имеет какого-либо конкретного и завершенного содержания, которое можно было бы передать в обучении. Она все еще находится в процессе разработки, и сама природа философии требует постоянного самоисследования.
-
Обучение философии vs. философствованию: Кант различает обучаемую философию и практику философствования. Он утверждает, что невозможно научить философии как законченной дисциплине, но можно научить людей философствовать — анализировать, размышлять, критически подходить к принципам и идеям. Это подчеркивает важность индивидуального мышления и навыков разума.
-
Право разума исследовать: Кант акцентирует внимание на том, что разум имеет право не только принимать существующие принципы, но и исследовать их источники. Это говорит о важности критики и сомнения в философском изучении. Каждый должен иметь возможность самостоятельно проверить, подтвердить или отвергнуть данные принципы.
Таким образом, Кант призывает к более активному и критическому подходу к философии, где главное — не столько передать готовые знания, сколько развить способность мыслить и исследовать, приближаясь к идее настоящей науки. В этом контексте философия становится не самоцелью, а инструментом, помогающим развивать мышление и понимание мира.