Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций. Истинный метод философствования был и будет заключаться в том, чтобы умом проверять ум, чтобы умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами познавать природу, изучать природу для изобретения различных орудий, пользоваться орудиями для изыскания и усовершенствования знаний, которые необходимо предоставить народу, чтобы научить его относиться с уважением к философии..
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 479
Oбъяснение афоризма:
Данное крылатое выражение Дени Дидро подчеркивает важность комплексного подхода к исследованию природы и получения знаний. Дидро выделяет три основных метода: наблюдение, размышление и эксперимент, каждая из которых играет свою уникальную роль в процессе познания.
-
Наблюдение: Это первичный этап, при котором ученый собирает факты и данные, исследуя окружающую реальность. Наблюдение важно, поскольку оно помогает создать основу для дальнейшего мышления и разработать гипотезы.
-
Размышление: На этом этапе происходит аналитическая работа с собранными фактами. Размышление позволяет объединять и комбинировать данные, выстраивать теории и объяснения, формулировать гипотезы о том, как устроен мир.
-
Эксперимент: Это практическая проверка результатов, полученных через наблюдение и размышление. Эксперимент позволяет испытать теории и проверить их на практике, таким образом подтверждая или опровергая ранее сформулированные идеи.
Таким образом, в этом высказывании Дидро подчеркивается необходимость не только последовательного применения этих методов, но и их взаимосвязи. Истинное философствование, по его мнению, заключается в том, чтобы задействовать разум для проверки самого себя и своих ощущений, используя научный подход к изучению природы.
Кроме того, Дидро акцентирует внимание на важности передачи знаний обществу. Он считает, что философия должна служить общественному благо, помогая людям развивать уважение к научному познанию и пониманию природы. Таким образом, его мысль нацелена на то, чтобы образование и философия были доступны и полезны для всех, способствуя прогрессу и человечности.