Я говорю вам, что никакого Бога нет; что сотворение мира — пустая фантазия, что если чудеса мира физического обнаруживают некий ум, то безобразия в нравственном мире уничтожают всякое провидение. Если бы даже было доказано (чего на самом деле нет), что всякое зло служит источником какого-нибудь блага, что ко благу привела гибель Британика, лучшего из государей, и власть Нерона, наинегоднейшего из людей, — то как доказать, что нельзя было достигнуть той же цели, не прибегая к тем средствам? Допускать пороки, чтобы усилить блеск добродетелей, — это значит компенсировать очень легковесным преимуществом весьма тяжелое бедствие.

Д. Дидро

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 479

Oбъяснение афоризма:

Это крылатое выражение Дидро отражает глубокую философскую и моральную позицию, основанную на критике теизма и концепции провидения. В нём выражается недоверие к идее, что зло и страдания могут служить целью, если в конечном итоге они приводят к какому-то благу. Дидро поднимает несколько ключевых вопросов:

  1. Отсутствие Бога: Он прямо заявляет, что не верит в существование Бога, который бы управлял миром и отвечал за его порядок. Это утверждение подчеркивает атеистическую перспективу, в которой мир является результатом слепого процесса, а не божественного замысла.

  2. Проблема зла: Дидро ставит под сомнение моральную обоснованность существования зла в мире. Он указывает, что даже если зло может приводить к какому-то добру, само по себе оно не может быть оправдано. Вопрос о том, почему Бог допускает зло, если Он всемогущ и благ, является классическим в философии религии, и Дидро отказывается принимать любые оправдания.

  3. Компенсация зла добром: В заключительной части высказывания Дидро поднимает вопрос о том, можно ли действительно считать, что проявление добродетели оправдывает существование зла. Он подразумевает, что это неадекватный аргумент — «компенсировать» ужасные страдания легковесными благами. Это приводит к более глубокому этическому размышлению о природе добра и зла и об их взаимосвязи.

В целом, эта цитата показывает, как Дидро оспаривает традиционные взгляды на религию и мораль, выступая за более критическое и рациональное понимание мира, в котором человеческий опыт и страдания имеют важное значение.