Человек от природы лжив, а истина же — проста и нага; он жаждет прикрас и выдумок, поэтому истина не для него: она нисходит с неба в готовом, так сказать, виде и во всем своем совершенстве, а человек любит только то, что создал сам, — небылицы и басни.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 443
Oбъяснение афоризма:
В этом крылатом выражении французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера затрагиваются глубинные аспекты человеческой природы и его отношения к истине. Смысл цитаты можно рассмотреть в нескольких ключевых моментах:
-
Природа человека: Лабрюйер утверждает, что человек по своей сути склонен к лжи и вымыслам. Это может подразумевать, что людям свойственно приукрашивать действительность, создавать мифы и истории, которые порой далеки от объективной реальности. Человек ищет не только удовлетворение своих потребностей, но и эмоциональные переживания, что порой приводит к искажению правды.
-
Простота истины: Автор подчеркивает, что истина "проста и нага". Это означает, что правда часто является неизысканной и незамысловатой, и она может не соответствовать тому, что человек желает или ожидает. Истина может быть неудобной, лишенной привлекательности, что делает ее менее привлекательной для человека.
-
Стремление к украшениям: Лабрюйер говорит о том, что истина не для человека, потому что он предпочитает "небылицы и басни". Это указывает на человеческую склонность искать комфорт и утешение в выдумках и иллюзиях, в то время как чистая истина может быть трудной и даже болезненной.
-
Происхождение истины: Фраза о том, что истина "нисходит с неба в готовом виде", может быть истолкована как метафора для иллюстрации того, что истина часто воспринимается как нечто внешнее и независимое от человека, что сложно постичь и принять.
Таким образом, это выражение подчеркивает конфликт между искренней истиной и человеческими тенденциями к искажению и вымыслам, а также сложности, возникающие в стремлении к объективности и пониманию мира. Лабрюйер invites readers to reflect on the nature of truth, human desires, and the complexity of their coexistence.