Философы смотрят на ...аффекты как на пороки, в которые люди впадают по своей вине. Поэтому они имеют обыкновение высмеивать их, порицать или клясть (последним занимаются те, кто не прочь надеть личину святости). Превознося, таким образом, на все лады ту человеческую природу, которой нигде нет, и позоря ту, которая существует на самом деле, они убеждены, что предаются самому возвышенному делу и достигают вершины мудрости. Ибо людей они берут не такими, каковы те суть, а какими они хотели бы их видеть.

Б. Спиноза

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 435

Oбъяснение афоризма:

В данном цитате Спиноза касается темы человеческой природы и ее недостатков. Он подчеркивает, что философы часто критикуют эмоциональные состояния (аффекты) как пороки, которые возникли от человеческой слабости. Это приводит к тому, что философы, вместо того чтобы принимать людей такими, какие они есть, стремятся создать идеализированный образ человечества, склонного к высоким моральным стандартам.

Основные идеи, заложенные в этом выражении:

  1. Критика аффектов: Спиноза говорит о том, что философы осуждают человеческие эмоции и страсти, рассматривая их как негативные аспекты. Это связано с убеждением, что слабости людей — это результат их порочных наклонностей или недостатков.

  2. Маски святости: Он обращает внимание на тех философов или моральных учителей, которые, осуждая человеческие аффекты, стремятся представить себя как образцы добродетели. Это может восприниматься как нечто лицемерное, поскольку они сами часто далеки от идеалов, которые пропагандируют.

  3. Идеализированная человеческая природа: Спиноза обращает внимание на расхождение между истиной и идеалом. Философы рисуют картину человечества такой, каковой они хотели бы его видеть, но эта картина не соответствует реальным людям с их эмоциональной сложностью и несовершенствами.

  4. Ценность понимания: В конечном итоге, Спиноза подчеркивает важность принятия людей такими, какие они есть, с их аффектами и недостатками, чтобы достичь более глубокого понимания человеческой природы и, возможно, более подлинного подхода к философии и этике.

Таким образом, эта цитата отражает критику философского подхода, который игнорирует реальность человеческого опыта и стремится к идеалам, не учитывая сложность и богатство жизни.