Есть три основных источника заблуждений разума; воображение, привычка, самолюбие. Влияя на наши суждения, они делают нас не способными познать истинную сущность вещей. ...При моем нравственном невежестве, наука о внешних вещах не утешит меня в момент скорби, тогда как наука о нравственности всегда утешит меня в незнании вещей внешних.

Б. Паскаль

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 424

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Паскаля подчеркивает три ключевых источника, которые могут вводить человека в заблуждение и мешать ему видеть мир объективно. Рассмотрим каждую из этих трех составляющих.

  1. Воображение: Воображение может искажать наше восприятие реальности. Мы часто склонны интерпретировать вещи через призму своих фантазий или страхов, что может приводить к ложным выводам и заблуждениям.

  2. Привычка: Привычка формирует наши суждения и восприятие на основе предыдущего опыта. Иногда это может привести к стагнации в мышлении, когда мы не оставляем себе возможности посмотреть на вещи под новым углом или учесть новые факты.

  3. Самолюбие: Самолюбие, проявляющееся в эгоизме и привязанности к собственным интересам, может искажать нашу способность к объективному анализу. Мы можем интерпретировать факты или ситуации так, чтобы они соответствовали нашему собственному представлению о себе и нескладным ожиданиям.

Далее Паскаль подчеркивает, что несмотря на невежество в области внешних, научных знаний, моральные принципы и этика могут оказать глубокое утешение в моменты скорби. Это говорит о том, что знание о том, как жить, как относиться к другим и как находить внутренний мир, гораздо важнее, чем лишь анализирование материального мира. В итоге, Паскаль делает акцент на важности нравственности и внутреннего мира человека в контексте его стремления к пониманию жизни и решения проблем.