Что такое "я"? У окна стоит человек и смотрит на прохожих; могу ли я сказать, идучи мимо, что он подошел к окну, только чтобы увидеть меня? Нет, ибо он думает обо мне лишь между прочим. Ну, а если кого-либо любят за красоту, можно ли сказать, что любят именно его? Нет, потому что, если оспа, оставив в живых человека, убьет его красоту, вместе с ней она убьет и любовь к этому человеку. А если любят мое разумение или память, можно ли в этом случае сказать, что любят меня? Нет, потому что я могу потерять эти свойства, не теряя в то же время себя. Где же находится это "я", если оно не в теле и не в душе? И за что любить тело или душу, если не за их свойства, хотя они не составляют моего "я", могущего существовать и без них? Возможно ли любить отвлеченную суть человеческой души, независимо от присущих ей свойств? Нет, невозможно, да и было бы несправедливо. Итак, мы любим не человека, а его свойства. Не будем же издеваться над теми, кто требует, чтобы их уважали за чины и должности, ибо мы всегда любим человека за свойства, полученные им в недолгое владение.

Б. Паскаль

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 424

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Блеза Паскаля затрагивает философские вопросы о природе "я", идентичности и любви. Он ставит под сомнение представление о том, что "я" можно отождествить с телом или душой, подчеркивая, что любовь часто зависит от внешних свойств человека, таких как красота, разум или память.

Паскаль начинает с примера наблюдателя у окна. Он говорит о том, что тот человек, смотря на прохожих, не сосредоточен в своих мыслях на каком-то конкретном человеке, таким образом показывая, что наше восприятие других людей часто поверхностно, основывается на обстоятельствах и свойствах, которые мы воспринимаем, но не на их истинной сущности.

Далее он приводит примеры любви к человеку за его внешние качества (например, за красоту), подчеркивая, что если эти качества исчезнут, вместе с ними может исчезнуть и любовь. Так же он предлагает рассмотреть любовь к умению или памяти: если эти качества меняются или исчезают, то в чем же остается истинная суть "я"?

Паскаль задается вопросом, возможно ли любить "я" как нечто абстрактное, отделенное от свойств. Ответ, по его мнению, отрицательный: мы можем любить только то, что мы видим и воспринимаем. Таким образом, он объясняет, что любовь к человеку всегда связана с его свойствами, а не с чем-то неуловимым и внутренним.

Эта мысль поднимает глубокие философские и этические вопросы о том, как мы воспринимаем друг друга и что значит быть человеком. Она также заставляет нас задуматься о границах нашей идентичности и о том, что на самом деле составляет нашу сущность.