Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо кончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто сказал: "Хорошо не родиться. Если ж родился — сойти поскорее в обитель Аида". Если он говорит так по убеждению, то почему он не уходит из жизни? Ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.

Эпикур

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 153

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Эпикура поднимает важные вопросы о смысле жизни, благополучия и смерти. Давайте разберем его более подробно.

  1. Умение жить и умирать: Эпикур утверждает, что хороший образ жизни и достойная смерть не должны рассматриваться как противоположные концепции. Он подчеркивает, что философия, направленная на достижение счастья в жизни, включает и готовность к уходу из нее. Жизнь и смерть — это два аспекта одного и того же процесса, и для мудрого человека важно научиться хорошо проводить время на земле и без страха подходить к концу своего пути.

  2. Критика взглядов на жизнь и смерть: Эпикур критикует идеи, согласно которым лучше было бы не родиться или поскорее умереть. Такой взгляд подразумевает недовольство существованием и жизнь как бремя. Он указывает на абсурдность таких утверждений: если кто-то действительно верит, что жизнь плоха, то логично было бы использовать свою свободу выбора, чтобы уйти из нее. Если же это выражение просто насмешка, то оно неуместно, так как относится к серьезным темам жизни и смерти.

  3. Ценность жизни: Основная идея заключается в том, что, несмотря на неизбежность смерти, жизнь имеет свою ценность и смысл. Эпикур подчеркивает важность разумного подхода к жизни, поиска удовольствий и избегания страданий, а также учит, что каждый момент жизни должен быть ценим.

Таким образом, этот текст отражает взгляды Эпикура на то, как разумно подходить к жизни и смерти. Он поддерживает идею, что настоящая мудрость включает в себя не только умение наслаждаться жизнью, но и умение достойно принимать её завершение.