Мудрецу подобает высмеивать необходимость, которую некоторые изображают владычицей Вселенной, так как лучше уж следовать мифу о богах, чем быть рабом рока физиков, ибо вера в мифы дает хоть в живых образах надежду на то, что, воздавая почитание богам, удастся вымолить их расположение, а предопределенность, почитаемая естествоиспытателями, заключает в себе неумолимую необходимость.

Эпикур

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 153

Oбъяснение афоризма:

Выражение, приведённое вами, отражает философские взгляды Эпикура, который критиковал детерминизм и необходимость, как их воспринимали естествоиспытатели своего времени. Давайте разберём его на составляющие.

  1. Высмеивание необходимости: Эпикур указывает на то, что вера в слепую необходимость и предопределенность, которая наблюдается в естественных науках того времени, может ограничивать человеческую свободу и автономию. Он призывает не принимать эту необходимость как данность.

  2. Мифы о богах: В контексте священных историй и мифов, Эпикур подчеркивает, что вера в богов и обладание надеждой на их вмешательство могут дать человеку чувство контроля над своей судьбой. Мифы, по его мнению, предлагают более оптимистичный и человечный взгляд на жизнь по сравнению с холодным и бездушным детерминизмом.

  3. Рабство рока физиков: Эпикур сравнивает веру в необходимость с рабством, подразумевая, что такая вера лишает людей свободы выбора и возможности влиять на свою жизнь. Он ставит под сомнение, когда физики представляют мир как полное проявление причинности, где каждое событие предопределено.

  4. Надежда на расположение богов: Эпикур указывает на то, что обращение к мифам и божествам может дать людям надежду и смысл в жизни, основанный на религиозной практике и благочестии. Это позволяет людям испытывать активные эмоции и рассчитывать на поддержку свыше.

Таким образом, основная идея Эпикура заключается в том, что, несмотря на теоретическую строгую логику естествоиспытателей, жить с Назаром и надеждой на милосердие богов чаще является более человечной и утешительной позицией, чем следовать безжалостной необходимости физического мира. Эпикур закладывает основы атомистической концепции, при этом предлагая альтернативное понимание жизни, в котором есть место для свободы и надежды.