Всякая частная собственность, как таковая, ощущает — по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме.

К. Маркс

Источник: Человек: Мыслители прошлого, настоящего и будущего о его жизни, смерти и бессмертии. Редкол.: И.Т. Фролов, М., Республика, 1995 г. cтр. 172

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Карла Маркса, которое вы привели, отражает его понимание природы частной собственности и её воздействия на человеческие отношения и социум. Давайте разберем несколько ключевых идей, содержащихся в данном высказывании.

  1. Зависть и жажда нивелирования: Маркс утверждает, что частная собственность порождает в людях зависть по отношению к тем, у кого этой собственности больше. Это связано с тем, что обладание вещами и ресурсами становится важным показателем социальной статуса и успеха. Растущее неравенство создает стремление нивелировать это неравенство, что может проявляться в желании забрать или перераспределить имущество.

  2. Сущность конкуренции: Маркс говорит о том, что конкуренция в капиталистическом обществе неизбежно приводит к противопоставлению интересов индивидуумов и тяготению к нивелированию различий. Люди, стремясь преуспеть, становятся заложниками логики конкуренции, что порождает социальные и экономические конфликты.

  3. Грубый коммунизм: По мнению Маркса, радикальные формы перераспределения, такие как коммунизм, являются, по сути, реакцией на это неравенство. Коммунизм, в частности, предлагая устранение частной собственности, представляет собой завершение зависти и стремления к нивелированию различий. Тем не менее, для Маркса это — лишь один из возможных ответов на проблему, и он не обязательно является идеальным решением.

  4. Минимум: Когда Маркс говорит о "некоем минимуме", он имеет в виду, что со времен капитализма появляется желание добиться справедливости и равенства, пусть даже и через радикальные меры. Это также подчеркивает его идею о том, что социальные условия и экономические строй определяют сознание и интересы людей.

Таким образом, данное высказывание поднимает вопросы о природе собственности, конкуренции и социальной справедливости, а также о том, как экономические отношения влияют на человеческие чувства и действия. Это важно понимать в контексте марксистской критики капитализма и его интеграции в теории исторического материализма.