Право на счастье ...ты (человек — ред.) завоевал, проливая свою кровь в борьбе на баррикадах в Париже и Вене, в сраженьях гражданской войны в США, совершая революцию в России. Но твой Париж кончился с приходом Петена и Лаваля, твоя Вена — с приходом Гитлера, твоя Россия с приходом Сталина, а твоя Америка имеет все шансы кончиться с приходом Ку-Клукс-Клана. Для тебя всегда было легче завоевать свободу, чем удержать ее. Все это мне известно уже давно. Но чего я не могу понять, так это то, почему снова и снова выбираясь с кровавыми боями из одного болота, ты обязательно погружаешься в новое болото, еще хуже предыдущего. Затем, тщательно и осторожно осматриваясь вокруг себя, я постепенно пришел к выводу: твой главный поработитель — ты сам. ...Никто больше не виновен!
Источник: Райх В. Посмотри на себя, маленький человек! М.: "Мир Гештальда", 1997 г. cтр. 10
Oбъяснение афоризма:
Это выражение из произведения Вильгельма Райха затрагивает глубокие и комплексные темы о свободе, ответственности и человеческой природе. В контексте данного текста Райх говорит о том, что несмотря на все усилия и жертвы, которые человечество приносит ради достижения и защиты своих прав и свобод, оно часто оказывается в ситуации, где эти права и свободы вновь утрачиваются.
Смысл фразы можно рассмотреть с нескольких точек зрения:
-
Идея цикличности истории: Райх подчеркивает, что после каждой революции или борьбы за свободу, люди сталкиваются с новыми вызовами и угрозами. Успехи часто оказываются временными, и вместо того, чтобы двигаться вперед, общество повторяет свои ошибки, погружаясь в старые проблемы или создавая новые.
-
Самоопределение и ответственность: Центральная мысль текста заключается в том, что истинная причина проблемы заключается не в внешних обстоятельствах или врагах, а внутри самого человека. Райх называет это "главным поработителем". Люди, возможно, не осознают своей ответственности за свои действия и выборы, и именно это отсутствие самосознания приводит к повторению ошибок.
-
Критика общества: В этом контексте Райх, думая о социальном истечении и политических режимах, намекает на то, что общество часто само создает условия для своих угнетений. Выборы, политика, отношение к власти — все это связано с культурными и психологическими аспектами, которые требуют индивидуальной и коллективной ответственности.
-
Проблема свободы: В конечном счете, Райх поднимает философский вопрос о том, что свобода требует не только победы над внешними угнетателями, но и внутренней работы над собой. Важно не только завоевать свободу, но и сохранить ее в собственном сознании и действиях.
Таким образом, крылатое выражение становится призывом к глубокому самоанализу и пониманию, что только через самосознание и коллективное усилие можно предотвратить падение в новые "болота" угнетения и несвободы.