Воспитание означает питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.

Д. Мадзини

Источник: Этика: словарь афоризмов и изречений, Составители: В.Н.Назаров, Е.Д.Мелашко, М.: АО "Аспект Пресс", 1995. cтр. 54

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение Джузеппе Мадзини акцентирует внимание на важности понимания природы способностей ребенка в процессе воспитания. Оно подразумевает, что главная задача воспитания заключается не в том, чтобы формировать совершенно новые навыки и таланты, которые изначально отсутствуют, а в том, чтобы раскрыть и развить уже имеющиеся у ребенка способности.

Смысл этой установки можно объяснить через несколько ключевых пунктов:

  1. Индивидуальность: Каждый ребенок уникален и приносит в мир свои собственные способности и таланты. Задача воспитателя — помочь ребенку проявить и развить эти задатки, а не навязывать ему какие-то стандарты или идеалы.

  2. Поддержка и развитие: Воспитание должно быть ориентировано на поддержку, поощрение и развитие уже существующих интересов и навыков, а не на создание искусственных ожиданий или требований.

  3. Образовательная философия: Этот подход подчеркивает, что обучение и воспитание должны учитывать индивидуальные особенности, скорость развития и интересы ребенка. Система образования, которая игнорирует эти аспекты, может легко вызвать у детей чувство неадекватности или недостаточности.

  4. Роль окружающей среды: Воспитание — это также вопрос окружения и контекста, в котором растет ребенок. Подходящая обстановка может способствовать максимальному раскрытию природных способностей.

Таким образом, это выражение предлагает мудрый и глубокий взгляд на процесс воспитания, подчеркивая важность уважения к индивидуальности и естественному развитию ребенка.