Не думал ты, что стоишь ты венца, И разум твой горел не угасая, Самим собой и жизнью до конца Святое недовольство сохраняя — То недовольство, при котором нет Ни самообольщенья, ни застоя, С которым и на склоне наших лет Постыдно мы не убежим из строя, — То недовольство, что душе живой Не даст восстать противу новой силы За то, что заслоняет нас собой И старцам говорит: "Пора в могилы!"
Источник: Некрасов Н.А. Избранные стихотворения, М.:Детгиз, 1947 cтр. 133
Oбъяснение афоризма:
Данное крылатое выражение из стихотворения Некрасова «Не думал ты, что стоишь ты венца» насыщено философскими размышлениями о жизни, смирении и внутреннем недовольстве.
Основные идеи, которые можно выделить из этого отрывка:
-
Недовольство как двигатель прогресса: Некрасов говорит о святости недовольства, которое помогает человеку сохранять активную позицию и не смиряться с тем, что его окружает. Это недовольство — не разрушительное, а конструктивное: оно заставляет искать изменения, стремиться к улучшению, не отказываться от борьбы с обстоятельствами.
-
Самоосознание и смирение: Поэт говорит о том, что важно осознавать свои ограничения и не впадать в самообман. Признание своих недостатков и реальное восприятие жизни позволяют избежать стагнации и сохранить активность до конца жизни.
-
Сопротивление инерции: Упоминание о том, что «постыдно нам не убежим из строя», указывает на необходимость сопротивляться нежелательной инерции, которая может проявляться в привычках, рутине и пассивности. Это может быть интерпретировано как призыв к активной жизненной позиции независимо от возраста и обстоятельств.
-
Сила жизни и противостояние старению: В выражении есть глубокий философский подтекст о старении и утрате жизненной силы. Оно говорит о необходимости противостоять как внешним, так и внутренним вызовам, даже когда человек сталкивается с угрозой потери актуальности или упадка.
Таким образом, через эти строки Некрасов подчеркивает важность активной жизненной позиции, осознания своего места в мире и недостатков, а также необходимости сохранять огонь внутреннего недовольства, чтобы не только оставаться живым, но и активно участвовать в жизни до конца.