Страна, где церкви великолепны, а дома в развалинах, точно так же погибла, как и та, где церкви в развалинах, а дома стали замками.

Г. Лихтенберг

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 615

Oбъяснение афоризма:

Это выражение немецкого философа и писателя Георга Кристофа Лихтенберга подчеркивает значимость моральных и культурных аспектов жизни общества, в то время как материальное состояние и архитектурные произведения могут быть обманчивыми.

Смысл фразы можно интерпретировать следующим образом:

  1. Внешний блеск vs. внутреннее содержание: Лихтенберг указывает на то, что великолепие церквей (как символ духовности и культуры) не обязательно означает высокое качество жизни и благополучие в обществе. Напротив, если дома находятся в запустении, это говорит о запустении всей социальной структуры.

  2. Критика приоритетов: Выражение также может быть истолковано как критика общества, где внешние знаки благосостояния (например, красивые церкви) не сопоставимы с условиями жизни людей. Это подчеркивает неравенство и социальное расслоение.

  3. Два крайних положения: Лихтенберг сравнивает два варианта — одно общество, где церковь великолепна, а дома разрушаются, с другим, в котором положение наоборот. Обе ситуации ведут к "погибели" страны, что подчеркивает, что важен не только внешний вид, но и реальное состояние общества, экономики и условий жизни людей.

В общем, выражение иллюстрирует важность гармонии между культурными ценностями и социальными условиями, подчеркивая, что забота о внешнем не должна затмевать заботу о внутреннем благополучии общества.