Философ только тот, который спустил до своего уровня высшее и который до того же уровня поднял низшее, тот, который чувствует себя равным и братом всего живущего.

Т. Карлейль

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 600

Oбъяснение афоризма:

Данное крылатое выражение Карлейля подчеркивает глубину философского подхода к жизни и человеческому опыту. Он говорит о том, что настоящий философ — это не просто человек, занимающийся умозрительными рассуждениями, но тот, кто способен находить связь между высшими идеалами и повседневными реалиями.

  1. Спустить высшее до своего уровня: Это означает, что философ должен уметь осмысленно интерпретировать сложные и абстрактные идеи, делая их доступными для понимания людей. В философии важно не только излагать свои мысли на высоком уровне, но и находить способ донести их до широкой аудитории, сделать их полезными, чтобы они влияли на жизнь и мышление тех, кто не обладает специальными знаниями.

  2. Поднять низшее до высшего: Это выражение относится к способности философа видеть ценность в повседневных вещах, простых людях и их переживаниях, а затем обнаружить значимость этих элементов в более широком философском контексте. Здесь важна идея о том, что даже в простых, низших вещах можно найти глубину и мудрость.

  3. Чувство равенства и братства: Последняя часть выражения акцентирует внимание на нужном отношении философа к другим людям и к миру в целом. Философ должен быть готов воспринимать весь человеческий опыт и существование, признавая, что каждый имеет свою ценность, и с этим опытом можно учиться взаимно, независимо от уровня интеллекта или социальной позиции.

Таким образом, это выражение говорит о холистическом подходе к философии, который основывается на взаимодействии идей, опыта и человечности. Философия, с точки зрения Карлейля, не является чем-то абстрактным и оторванным от жизни, а, наоборот, служит инструментом для более глубокого понимания и соединения людей.