Высшее достоинство недоступно пониманию толпы; последняя охотно хвалит добродетели низшего порядка; средние добродетели возбуждают в ней удивление или, вернее, изумление; что же касается высших добродетелей, то она не имеет даже понятия о них.

Ф. Бэкон

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 564

Oбъяснение афоризма:

Высшее достоинство, о котором говорит Фрэнсис Бэкон в данном выражении, относится к качествам и добродетелям, которые выходят за рамки обыденного восприятия и понимания. Основная мысль заключается в том, что «толпа» — это метафора для массового сознания, часто поверхностного и не отличающегося глубиной анализа.

  1. Недоступность понимания: Бэкон утверждает, что высокие моральные и этические стандарты могут быть недосягаемыми для большинства людей. Они могут не осознавать или неправильно воспринимать более глубокие и высокие проявления добродетели.

  2. Добродетели низшего порядка: Эти добродетели связаны с общепринятыми и традиционными ценностями, которые легко воспринимаются и понимаются широкой аудиторией. Например, такие качества, как честность, трудолюбие или щедрость, могут быть более досягаемыми и понятными для большинства.

  3. Удивление и изумление: Средние добродетели описываются как вызывающие удивление и восхищение, что подчеркивает, что даже их понимание может быть на уровне простого восприятия, а не глубокого анализа. Это также может говорить о том, что толпа может признать определенные достижения, но не всегда понимает их истинную ценность.

  4. Высшие добродетели: Эти качества могут относиться к вещам, которые требуют более высокого уровня понимания и внутреннего развития, таким как мудрость, сострадание, жертвенность. Бэкон утверждает, что для толпы они остаются неосознанными или непонятными, так как требуют специальной подготовки, размышлений и культурного фона.

Таким образом, данное выражение Бэкона подчеркивает различия в восприятии ценностей и добродетелей разными слоями общества и ставит под сомнение уровень осознания и понимания более глубоких моральных понятий. Это также может быть напоминанием о том, что истинное понимание и признание высоких добродетелей требуют не только умственного, но и духовного роста.