Римским грабителям обязаны мы хваленым римским правом, которое находится в самом резком противоречии с религией, нравственностью, с человеческим чувством и с рассудком.

Г. Гейне

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 453

Oбъяснение афоризма:

Высказывание Генриха Гейне отражает его критику римского права и его несоответствие моральным и этическим принципам, распространенным в обществе. Гейне указывает на то, что римское право, хотя и высоко ценится за свою структуру и системность, может вступать в противоречие с такими важными аспектами, как религия, нравственность и человеческие чувства.

Эта мысль может быть истолкована несколькими способами:

  1. Критика формализма: Гейне подчеркивает, что правовая система, несмотря на свою строгость и логичность, может игнорировать человеческую природу и моральные нормы. Это приводит к ситуации, когда закон становится абстрактным инструментом, который может быть использован во вред людям.

  2. Социальная несправедливость: Автор намекает на то, что римское право, как продукт цивилизации, изначально было создано в контексте определенных социальных и исторических условий, которые могут быть неуместны или даже аморальны в других обстоятельствах.

  3. Историческая и культурная критика: Гейне подчеркивает, что если римское право и было великим достижением в истории законодательства, то оно также является наследием жестоких практик и социального угнетения, связанных с римским завоеванием и экспансией.

Таким образом, Гейне обращает внимание на важность соотношения права и морали, подчеркивая, что успешная правовая система должна учитывать не только юридические нормы, но и этические и гуманистические принципы, уважая человеческую сущность.