Оковы народов заржавели; демократия обмыла их кровью; деспотизм позолотил их; новейшая политика отполировала их и вырезала на них: "свобода", точно на кандалах каторжников.

П. Буаст

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 355

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание французского писателя и поэта Пьера Буаста затрагивает глубокие и печальные аспекты политической ситуации и отношений власти и народа.

  1. "Оковы народов заржавели" — здесь речь идет о том, что социальные, экономические и политические ограничения, которые сковывают людей, со временем становятся менее заметными, но все еще сохраняются. Это метафора показывает, что хотя прямое физическое насилие или угнетение может исчезнуть, последствия и "оковы" угнетения все еще действуют.

  2. "Демократия обмыла их кровью" — эта фраза намекает на то, что хоть демократические режимы могут казаться более гуманными, переход к демократии часто сопровождается насилием и столкновениями. Это свидетельствует о том, что за каждую свободу и право стоят жертвы, образы, которые оставить "кровь" на пути преобразований.

  3. "Деспотизм позолотил их" — здесь подразумевается, что деспотические режимы иногда могут предоставить определенные привилегии, но за ними скрываются угнетение и жестокость. Золото символизирует видимость благополучия, тогда как суть остается мрачной.

  4. "Новая политика отполировала их" — из этого следует, что современные политические движения могут попытаться изменить или улучшить ситуацию, но они чаще всего покрывают старые проблемы новым слоем, вместо того чтобы действительно решить их.

  5. "Свобода, точно на кандалах каторжников" — это сильный образ, который подчеркивает иронический парадокс: часто свобода в таких условиях оказывается лишь иллюзией. Она может служить лишь маской для ограничения, на которое люди вновь попадают в ловушку.

В целом, выражение Буаста поднимает вопросы о том, как власть и угнетение могут менять форму, но не исчезают полностью, а также о том, как идеи свободы могут использоваться как политический инструмент, обманывающий людей в их стремлении к настоящему освобождению.