Милосердие, которое возвели в добродетель, практикуется частью из тщеславия, иногда вследствие праздности, порой из страха и почти всегда под влиянием всех трех побуждений одновременно.

Ф. Ларошфуко

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 267

Oбъяснение афоризма:

Это выражение французского писателя и моралиста 17 века Ларошфуко говорит о двойственной природе человеческого милосердия. В нем содержится мысль о том, что даже самые высокие и благородные поступки, такие как милосердие, могут быть скользящими и мотивированными смешанными, часто эгоистичными побуждениями.

  1. Тщеславие: Люди могут проявлять милосердие, стремясь к общественному признанию и одобрению, желая, чтобы их воспринимали как добрых и щедрых. Это может быть связано с желанием поднять свой статус или укрепить свою репутацию.

  2. Праздность: Иногда милосердие может исходить от простого желания занять себя чем-то, чтобы избежать скуки. В этом случае помощь другим становится способом саморазвлечения.

  3. Страх: Милосердие может также быть обусловлено страхом перед последствиями бездействия или нежеланием столкнуться с осуждением. Люди могут помогать другим, чтобы избежать внутреннего конфликта или негативной оценки со стороны общества.

Ларошфуко подчеркивает, что часто эти три мотивации действуют одновременно и смешиваются друг с другом, делая чистоту намерений сомнительной. Таким образом, он выражает пессимистичный взгляд на человеческую природу, утверждая, что добрые поступки не всегда возникают из чистого побуждения, а могут быть результатом эгоистичных стереотипов и внешних обстоятельств. Это поднимает важный вопрос о морали и истинных целях действий человека.