Искусство — это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкусит от этого яблока, теряет рай своего душевного спокойствия и довольства; виноват в этом успех — эта вкрадчивая змея.

А.Г. Рубинштейн

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 208

Oбъяснение афоризма:

Это выражение Антона Григорьевича Рубинштейна использует метафору библейской Евы и яблока для описания искусства и его воздействия на художника. Давайте разберем его по частям.

  1. Искусство как Ева: Здесь искусство представлено как некая соблазнительная фигура (Ева), которая искушает художника. Ева, в контексте библейской истории, является источником знания и, соответственно, потери невинности. Художник, принимая это искусство, вступает в новый, более сложный мир.

  2. Яблоко — символ знаний и искушения: Яблоко часто символизирует знание или опыт. Когда молодой художник "вкусит" от этого яблока, он начинает понимать и чувствовать, что искусство может приносить не только радость и удовлетворение, но и глубокие волнения, сомнения и внутренние противоречия.

  3. Потеря рая душевного спокойствия: В данном контексте "рай" символизирует простоту и невозмутимость, которые могут быть присущи художнику до того, как он столкнется с искусством. После "вкушения" от яблока его мир становится сложнее, и он теряет это душевное спокойствие. Искусство требует от художника глубоких размышлений, саморефлексии и иногда страданий.

  4. Успех как вкрадчивая змея: Успех, в данном случае, представлен как змея, которая обольщает художника, подобно тому, как змея искусила Еву. Успех может привести к высокомерию, забвению истинных ценностей и потере творческой искренности.

Таким образом, это выражение подчеркивает двойственность пути художника: искусство может приносить как вдохновение, так и страдания, а успех — это часто чаша с двумя краями, которое может отвлечь от истинных целей творчества и подорвать внутренний мир художника. В этом контексте Рубинштейн предлагает задуматься о моральных и эмоциональных аспектах творческого процесса.