У людей истинно добродетельных иронии нет; также нет ее и у людей, живущих в эпохи живые. Ирония или от холода души (Вольтер), или от ненависти к миру и людям (Байрон).
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Александра Герцена можно рассматривать как размышление о природе иронии и ее связи с человеческой добродетелью и состоянием общества.
-
Отсутствие иронии у добродетельных людей: Герцен предполагает, что люди, действительно стремящиеся к добру и справедливости, не склонны к иронии. Ирония, как форма общения, включает в себя скрытую критику, насмешку или двусмысленность, и может быть следствием недовольства или отчуждения. Добродетельные люди, по мнению Герцена, искренни и открыты в своих намерениях, поэтому ирония им не свойственна.
-
Ирония в "мёртвые" эпохи: Когда Герцен говорит о "людях, живущих в эпохи живые", он, вероятно, подразумевает, что в периоды социальных изменений и накала страстей (активных и живых эпох) люди имеют больше причин для искренности и сотрудничества, чем для иронии. В то время как "мёртвые" эпохи характеризуются безразличием и равнодушием, что может порождать иронию как защитный механизм.
-
Причины иронии: Цитируя Вольтера и Байрона, Герцен указывает на два источника иронии. Вольтер рассматривает иронию как проявление "холода души" — это состояние, когда человек становится отстраненным и циничным, возможно, в результате разочарования. Байрон, в свою очередь, связывает иронию с ненавистью к миру, что может означать, что ирония может возникать из глубокого зла в обращении с окружающим — поскольку человек не может или не хочет принимать мир таким, какой он есть.
Таким образом, выражение Герцена поднимает важные вопросы о том, что означает быть добродетельным в современном обществе, а также о социальных и личных причинах иронии. Оно приглашает к размышлению о том, как наше восприятие мира и людей влияет на наши взаимоотношения и манеру общения.