Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.

Микеланджело

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 161

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Микеланджело "Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения" отражает его глубокую преданность искусству и понимание творческого процесса.

В этом высказывании можно выделить несколько ключевых моментов:

  1. Ревность живописи: Микеланджело подчеркивает, что искусство требует полной отдачи и сосредоточенности. Живопись, как и любовь, требует времени, усилий и эмоциональных инвестиций. Эта "ревность" подразумевает, что художник должен быть полностью предан своему делу, не позволяя ничему помешать своему творчеству.

  2. Замена жены: Здесь упоминается, что живопись становится заменой для личных отношений, таких как брак. Это может указывать на то, что искусство для Микеланджело было не просто работой, а истинной страстью и важной частью его жизни. Он указывает на риск, что он может пренебречь личными связями ради своей работы.

  3. Домашние хлопоты: Упоминание о "домашних хлопотах" иллюстрирует, что создание произведений искусства — это длительный и трудоемкий процесс, сопровождающийся не только радостью, но и трудностями. Тем не менее, это "домашнее хозяйство" становится для него важным и неотъемлемым аспектом жизни.

  4. Дети как произведения: В последней части высказывания художник говорит о своих произведениях как о детях. Это сравнение подчеркивает, что каждое его творение — результат его труда и любви, что они имеют для него ту же ценность и значимость, что и дети для родителей.

Таким образом, данное выражение является не только личным признанием Микеланджело в любви к искусству, но и философским размышлением о жертвах, которые он готов принести ради своего творчества. Оно показывает, как творчество может занимать центральное место в жизни художника, формируя его идентичность и определяя его приоритеты.