Удовольствие не награда за добродетель и не побудительная причина к ней. Добродетель привлекательна не потому, что доставляет наслаждение, она доставляет наслаждение благодаря своей привлекательности.

Сенека

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 120

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Сенеки отражает его философские взгляды на добродетель и удовольствие. В нем подчеркивается несколько ключевых пунктов:

  1. Отделение удовольствия и добродетели: Сенека утверждает, что удовольствие не должно рассматриваться как награда за добродетель. То есть, добродетели не нужно использовать в качестве средства для достижения удовольствия. Это призыв к пониманию добродетели как ценности, самой по себе, а не как средства для получения наслаждения.

  2. Самостоятельная ценность добродетели: Добродетель привлекает нас из-за своей внутренней природы и ценности. Она сама по себе является достоинством и хорошим делом, которое стоит стремиться осуществить. Удовольствие, которое она может принести, является следствием этой добродетели, а не ее причиной.

  3. Этика стоицизма: Сенека, будучи стоиком, вероятно, старался показать, что стремление к удовольствиям может отвлекать от более высоких моральных целей. Он подчеркивает важность внутреннего морального состояния и правильных поступков, независимо от того, приносят ли они наслаждение или нет.

Таким образом, данное выражение служит напоминанием о том, что добродетель следует ценить за ее собственные качества и принципы, а не за те удовольствия, которые она может принести. Это достаточно глубокое утверждение о сущности человеческой жизни и о том, что действительно остается важным в нашем существовании.