Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто (побуждается к ней) законом и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого (поступка) закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силою убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное.
Oбъяснение афоризма:
Это высказывание Демокритa поднимает важную философскую проблему о природе добродетели и мотивации к правильным поступкам. Давайте разберем его на составляющие.
-
Внутреннее влечение против внешнего воздействия: Демокрит утверждает, что истинная добродетель заключается в том, чтобы действовать согласно моральным принципам по внутреннему побуждению, а не лишь под давлением внешних факторов, таких как законы или сила. То есть, если человек делает доброе дело, потому что это ему самой по себе важно, это более ценно, чем поступки, продиктованные страхом наказания или желанием избежать последствий.
-
Способность к тайным грехам: Демокрит указывает на то, что даже если человек следует закону, это не гарантирует, что он не совершит поступок, который сам считает несправедливым, только потому, что он не был пойман. Человек, действующий под давлением закона, может иметь возможность обмануть систему и поступить аморально, когда это возможно.
-
Сила словесного убеждения: В противоположность этому, тот, кто внутренне убеждён в правильности своих действий, менее склонен к совершению преступлений, как явных, так и тайных. Он действует исходя из принципов, которые усвоены им на уровне убеждений. Это представляет собой более высокую форму моральной ответственности.
В целом, Демокрит здесь подчеркивает, что настоящая добродетель – это результат внутренней работы над собой и своих моральных убеждений, а не просто соблюдение внешних норм и правил. Эта мысль очень близка к идеям о добродетельной этике, где акцент ставится на характере и намерениях человека, а не только на его действиях.