Естественным состоянием людей, до образования общества, была война, и не только война в обыкновенном ее виде, но война всех — против всех.

Т. Гоббс

Источник: Энциклопедия мысли, Сост.: О.Азарьев, Л.Демидова, М.Наникишвили, Н.Хоромин, Издание переработанное, Симферополь "Таврида" 1996 г. cтр. 68

Oбъяснение афоризма:

Данное выражение принадлежит английскому философу XVII века Томасу Гоббсу и отражает его представление о естественном состоянии человека, которое он описал в своей работе "Левиафан". Основная идея состоит в том, что до возникновения цивилизации и общества люди находились в состоянии естественной войны, где каждый был против каждого.

Вот несколько ключевых аспектов этой мысли:

  1. Естественное состояние: Гоббс полагает, что в отсутствие структурированных обществ и государства, люди живут в состоянии анархии, где отсутствуют законы и моральные нормы, регулирующие их поведение. Это приводит к тому, что индивидуальные желания и инстинкты доминируют.

  2. Конфликт и конкуренция: В условиях такого естественного состояния, каждый человек стремится к удовлетворению своих потребностей и желаний, что ведет к конфликту с другими. Люди становятся конкурентами в борьбе за ресурсы, безопасность и выживание.

  3. Проблема безопасности: Гоббс утверждает, что такой постоянный конфликт делает жизнь людей "одиночной, бедной, противной, жестокой и короткой". В таких условиях социальный порядок невозможен, и каждый человек оказывается в уязвимом положении, рискуя споткнуться на пути к удовлетворению своих потребностей.

  4. Роль государства: Для выхода из этого состояния войны, Гоббс предлагает идею социального контракта — люди соглашаются создать государство, которое будет защищать их права и обеспечивать порядок. Взамен на защиту и безопасность, они отказываются от силы, позволяя государству контролировать и регулировать взаимодействия.

Таким образом, фраза Гоббса подчеркивает необходимость организации общества и власти, чтобы обеспечить стабильность, безопасность и мирное сосуществование людей, противостоящих своей природе, склонной к конфликту.