Иной бы удивился, увидев, из чего, собственно, слагается его совесть, которая кажется ему вполне благоразумной: приблизительно — 1/5 страха перед людьми, 1/5 дезидемонии (страха перед верховными силами), 1/5 предрассудков, 1/5 тщеславия и 1/5 привычки, так что он в основе не лучше того англичанина, который прямо заявил: "Мне не по средствам содержать совесть".

А. Шопенгауэр

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 539

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Артура Шопенгауэра подчеркивает сложность и многослойность человеческой совести. Философ использует метафору, чтобы проиллюстрировать, из каких "ингредиентов" складывается моральное сознание человека. По сути, он утверждает, что совесть — это не что-то исключительно благородное и возвышенное, а результат различных факторов, которые часто могут быть довольно приземленными и даже эгоистичными.

  1. Страх перед людьми (1/5) — это социальное давление и чувство стыда, которые заставляют нас следовать определённым нормам и правилам. Человек может поступать "благоразумно" не из-за внутреннего желания быть добрым, а из страха перед осуждением.

  2. Дезидемония (1/5) — страх перед высшими силами или судьбой. Это страх наказания за моральные проступки, который может также влиять на соблюдение моральных норм.

  3. Предрассудки (1/5) — это убеждения и установки, унаследованные от общества, которые человек может воспринимать как данность, не подвергая их сомнению.

  4. Тщеславие (1/5) — желание быть признанным и оценённым окружающими. Люди могут делать "правильные" поступки, чтобы повысить свою репутацию, а не из-за искреннего стремления к добру.

  5. Привычка (1/5) — действия, которые становятся автоматическими и могут не вызывать глубоких размышлений. Привычная мораль может быть отработана до такой степени, что перестаёт осознаваться.

Таким образом, Шопенгауэр провоцирует на размышления о том, насколько наша совесть и мораль являются результатом подлинных убеждений и ценностей, а не лишь реакцией на внешние обстоятельства и влияния. Это подчеркивает его критический подход к человеческой природе и моральным нормам, рассматривая их как социальные конструкции, а не как вещи, вытекающие из внутренней истины.