Если каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена вся наша жизнь, то нас объял бы трепет; и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за "наилучший из возможных миров". Да и откуда взял Данте материал для своего ада, как не из нашего действительного мира? И тем не менее получился весьма порядочный ад. Когда же, наоборот, перед ним возникла задача изобразить небеса и их блаженство, то он оказался в неодолимом затруднении именно потому, что наш мир не дает материала ни для чего подобного.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 539
Oбъяснение афоризма:
Данное крылатое выражение Артура Шопенгауэра иллюстрирует его пессимистическую философию, основанную на остром восприятии страданий, которые являются неизменной частью человеческой жизни. Основная мысль состоит в том, что если бы мы могли увидеть все ужасы и страдания, которые происходят вокруг нас, это могло бы сломить даже самых непоколебимых оптимистов.
Шопенгауэр считает, что реальный мир полон бед, нищеты, боли и страха. Он противопоставляет этот мрачный аспект действительности идеализации счастья и блаженства, которые трудно представить на фоне страданий. Образ ада, созданный Данте, демонстрирует, что реальный мир предоставляет богатый материал для изображения страха и мук, в то время как представить себе небесное блаженство становится настоящей проблемой, поскольку подобные представления не имеют отражения в нашей действительности.
Таким образом, философия Шопенгауэра акцентирует внимание на том, что страдания — это не только реальное явление, но и неизбежная часть человеческого существования, в то время как радость и счастье остаются абстрактными концепциями, трудными для воссоздания в мраке реальности. Это наблюдение ставит под сомнение оптимистичные взгляды на жизнь и мир, подчеркивая, что страдание — это фундаментальная составляющая человеческого опыта.