Мы не потому действуем, что познаем, а познаем потому, что предназначены действовать.

И. Фихте

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 519

Oбъяснение афоризма:

Крылатое выражение Фихте "Мы не потому действуем, что познаем, а познаем потому, что предназначены действовать" подчеркивает активную природу человеческого существования и ставит акцент на связи знания и действия.

Смысл этого выражения можно понять через две ключевые идеи:

  1. Приоритет действия: Фихте утверждает, что действие является первичным и основополагающим в человеческой жизни. Он настаивает на том, что мы не просто собираем знания ради знаний, а участвуем в мире, действуем в нем, и это действие дает нам смысл и направленность. Действия формируют нашу реальность и опыт, а не наоборот.

  2. Знание как следствие действия: Исходя из первого тезиса, Фихте предлагает мысль о том, что наше познание — это неотъемлемая часть нашей практической жизни. Мы познаем мир не ради теоретических размышлений или абстрактных идей, а потому, что нуждаемся в знании для успешного и осмысленного выполнения наших действий. Познание становится инструментом, помогающим нам достигать целей и реализовывать наши намерения.

Таким образом, Фихте акцентирует внимание на том, что человеческое бытие определяется не только размышлениями, но и активными взаимодействиями с миром. Это выражение является вызовом к пониманию роли действия и практической активности в процессе познания, показывая, что мы, прежде всего, активные участники жизни, а не просто наблюдатели.