Природа нашего познания такова, что возможности нашего познавательного любопытства ограничены необходимостью нашего самосохранения.

Ж. Робине

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 501

Oбъяснение афоризма:

Это выражение акцентирует внимание на том, что наша способность познавать мир и удовлетворять наше любопытство напрямую связана с инстинктом самосохранения. Робине Жан Батист Рене показывает, что человек, стремясь понять окружающую действительность, сталкивается с определёнными ограничениями, которые накладывают на него потребности в выживании и безопасности.

Смысл этой мысли можно рассмотреть в нескольких аспектах:

  1. Пределы познания: Человек занят не только познанием, но и заботой о своем выживании. Это значит, что в условиях ограниченного времени и ресурсов человек часто делает выбор в пользу изучения того, что непосредственно связано с его выживанием.

  2. Приоритеты: Поскольку самосохранение является первоочередной задачей, оно может затмить стремление к знанию. Человек может не исследовать или игнорировать аспекты реальности, которые не кажутся ему важными для выживания или качественной жизни.

  3. Философский и психологический аспект: Данная мысль затрагивает не только философские вопросы познания и природы человека, но и психологические. Индивидуум часто предпочитает оставаться в зоне комфорта и избегать болезненных или угрожающих элементов знаний, что может ограничить его стремление к глубокому пониманию более широких вопросов.

Таким образом, выражение подчеркивает взаимодействие между жаждой познания и необходимостью следить за своим существованием, зовя к осознанию своих ограничений и приоритетов в процессе познания мира.