Если мы рассмотрим взаимоотношения человека с природой, то убедимся, что связывающие их обязательства не были ни добровольны, ни взаимны. Воля человека не играет никакой роли при его рождении. Обычно он вынужден умереть вопреки своему желанию, а все его поступки являются необходимыми следствиями неизвестных причин, определяющих его волю. В руках природы он то же самое, что шпага в его собственной руке: если бы последняя выпала из его рук, то было бы странным обвинять ее в том, что она нарушила принятые на себя обязательства или выказала неблагодарность по отношению к ее владельцу. Человек может любить бытие только в том случае, если он счастлив. Но, если вся природа отказывает ему в счастье, он вправе покинуть место, где не находит для себя никакой опоры.

П. Гольбах

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 493

Oбъяснение афоризма:

Данное крылатое выражение принадлежит французскому философу и материалисту XVIII века Поль-Анри Гольбаху. Оно касается сложных и зачастую трагических взаимоотношений между человеком и природой. В этом отрывке Гольбах поднимает несколько ключевых тем, которые можно проанализировать:

  1. Отсутствие волевой свободы: Гольбах утверждает, что человеческая воля не является свободной. Он подчеркивает, что рождение и смерть человека обусловлены внешними факторами, а не личными выборами. Это подводит нас к философской проблеме свободы воли — вопросу о том, действительно ли люди могут контролировать свои действия, если они в значительной степени определяются биологическими и социальными условиями.

  2. Неравенство в обязательствах: Он отмечает, что обязательства между человеком и природой не являются взаимными. Природа не в состоянии отвечать на чувства и желания человека. Таким образом, человек может испытывать страдание и несчастье в условиях, где он не имеет контроля, что создает глубокое чувство безысходности.

  3. Человек как "инструмент" природы: Гольбах делает параллель между человеком и шпагой, подчеркивая, что как шпагу нельзя обвинять в действиях, совершенных ею, так и человека нельзя во всем отрицательном, что с ним происходит, если он является лишь инструментом природных сил.

  4. Счастье и любовь к жизни: Гольбах заканчивает свои размышления мыслью о том, что любовь к жизни возможна только в условиях счастья. Если природа не предоставляет человеку опоры для счастья, он имеет право "покинуть" это место или отказаться от жизни. Это выражает тоску о счастливом существовании и непонимание мира, который может быть чуждым и жестоким.

В целом, Гольбах через это высказывание предлагает задуматься над фундаментальными вопросами о существовании, свободе воли, человеческих страданиях и отношениях с окружающей природой, ставя под сомнение основу традиционных представлений о моральной ответственности и независимости.