Если людям запретить серьезно говорить о некоторых предметах, они будут говорить о них иронически. Если им вообще запретить говорить о таких предметах или если они действительно почувствуют опасность таких разговоров, то они станут вдвойне маскироваться, облекаться в одежды таинственности и говорить так, что трудно будет понимать или ясно истолковывать их тем, кто склонен причинять им вред. И вот тогда насмешка входит в моду и достигает своих крайностей. Дух преследования породил дух иронии, а отсутствие свободы несет ответственность за отсутствие подлинных нравов, за порчу или дурное употребление изящной шутки и юмористического умонастроения.

А. Шефтсбери

Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 450

Oбъяснение афоризма:

Это высказывание Шефтсбери затрагивает важные темы свободы слова, иронии и общественных отношений. Смысл его можно понимать через несколько ключевых аспектов:

  1. Свобода выражения: Автор утверждает, что если людям ограничивают возможность свободно обсуждать определённые темы, они находят обходные пути. Ирония становится таким способом, позволяющим говорить о "неприличных" или опасных темах, не нарушая табу. Это подчеркивает необходимость свободы в обществе для полноценного обсуждения проблемы.

  2. Страх и маскировка: При угрозе или реальных репрессиях люди начинают скрываться за ироничными формами выражения. Ирония служит как защитный механизм, позволяя высказывать мнение, не прибегая к прямой конфронтации. Однако это также может усложнить коммуникацию, затрудняя понимание истинных намерений и чувств.

  3. Дух преследования и ирония: По мысли Шефтсбери, атмосфера страха и преследования создаёт благоприятные условия для иронии, что в свою очередь приводит к извращению истинных нравов и культурных норм. Люди начинают использовать шутку и юмор как оружие, что ведет к потере настоящего смысла общения и снижению уровня дискурса.

  4. Ответственность за нравы: Наконец, отсутствие свободы слова, по мнению автора, несёт ответственность за запутанность и падение морали, когда шутка и ирония становятся краеугольным камнем взаимодействия, заменяя собой искренность.

В целом, это высказывание поднимает важные философские вопросы о природе общения, моральной ответственности и последствиях социальной репрессии.