Как известно, областью философии является учить нас, что мы такое, хранить нас в нашем тождестве с нами самими и так направлять господствующие над нами образы, страсти и умонастроения, чтобы мы были постижимы для самих себя и узнавались не только по чертам лица и внешнему виду. Ибо, конечно, не через одно лицо свое мы — это сами мы. Когда фигура наша и вид претерпевают изменения, то тут не мы меняемся. Но есть нечто такое, чему стоит полностью преобразиться и видоизмениться, — вот и мы уже превратились и перестали быть самими собою.
Источник: Таранов П.С., Философская афористика, М.: "Остожье", 1996 г. cтр. 450
Oбъяснение афоризма:
Это крылатое выражение Антони Эшли Купера Шефтсбери затрагивает важные темы идентичности и самопознания в философии. В нем акцентируется внимание на том, что истинное "я" человека не ограничивается его физической сущностью или внешним видом. Шефтсбери утверждает, что реальная сущность индивида — это нечто более глубокое и постоянное, чем те изменения, которые происходят с телом или внешними характеристиками.
Фраза подчеркивает важность духовного и интеллектуального аспекта индивидуальности. Философия служит средством осознания и понимания себя, а также способна направлять наше восприятие окружающего мира, наших эмоций и чувств. С помощью философских размышлений мы можем достичь более глубокого понимания своей природы, что позволяет нам оставаться верными сами себе, даже когда внешние обстоятельства меняются.
Таким образом, в данном выражении акцентируется на том, что подлинная идентичность и значение человека идут глубже, чем просто видимые аспекты его существования. Это предположение о том, что личность и индивидуальность формируются не только из внешних проявлений, но и из внутреннего мира, убеждений, ценностей и мыслей. Это приглашение к саморефлексии и поиску подлинного смысла своего существования.